ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Perspectives of improvement of the diagnosis of prostate cancer based on analysis of PCA3 gene expression

A.N. Toropovsky, A.G. Nikitin, O.N. Pavlova, D.A. Viktorov

LLC «TestGen», Ulyanovsk, Russia
Prostate cancer is the second leading cause of cancer death. The widespread introduction into the clinical practice of test for prostate specific antigen (PSA) led to an increase in the number of prostate biopsies performed. At the same time, a decrease in the threshold of age-specific PSA standards has resulted in an increase in the number of unnecessary biopsies. In this regard, a need has arisen for new prostate cancer biomarkers. PCA3 is a non-coding mRNA that is exclusively expressed by prostate cells. Currently, three generations of test diagnostic systems based on the quantitative analysis of the PCA3 mRNA in the urine or its cell sediment has already developed, and they differ in the type of material studied and the method for estimating the amount of PCA3 mRNA. Clinical studies of the developed test systems have shown that a high level of PCA3 expression in the patient’s urine correlates with the probability of detecting prostate cancer. PCA3 test has higher positive and negative predictive values than previously used PSA test. These data are repeatedly confirmed by studies conducted in different clinics. Thus, the introduction of the method of quantitative determination of PCA3 in clinical practice can significantly improve the efficiency of diagnosis of prostate cancer and reduce the number of unnecessary biopsies.

Keywords

prostate cancer
PCA3
PSA

По статистике, в последнее десятилетие на территории Европы и Северной Америки второе место по летальности среди онкологических заболеваний занимает рак предстательной железы (РПЖ). В России за тот же период заболеваемость выросла до 120,5% на 100 тыс. населения, при этом отмечено снижение среднего возраста первичного выявления заболевания [1]. Такая картина обусловлена не только естественным ростом заболевания, но и расширением перечня базовых методов диагностики. В данный момент к ним относятся пальцевое ректальное исследование (ПРИ), определение в сыворотке крови уровня простатического специфического антигена (PSA), трансректальное ультразвуковое исследование (ТРУЗИ) с последующим выполнением биопсии предстательной железы (ПЖ) [2].

Некоторое время наиболее точным диагностическим критерием РПЖ считался уровень ПСА, хотя повышение уровня этого органоспецифического маркера может сигнализировать о разнообразных заболеваниях предстательной железы, причем не обязательно о раке, а также просто быть следствием ранее проведенных манипуляций. При выявлении повышенного уровня PSA, положительных результатах ПРИ и обнаружении гипоэхогенных зон в ткани ПЖ по данным ТРУЗИ применяется разработанная в 1989 г. К. Hodge мультифокальная биопсия ПЖ под ультразвуковым контролем из 6 точек (так называемая секстантная биопсия), имеющая лучшие показатели выявляемости рака [3]. При этом число ложноотрицательных биопсий варьируется от 31,5 до 45% [4–6], тогда как частота обнаружения рака, по данным G. Guichard et al. [7], при 21-, 18-, 12- и 6-точечной биопсии составляет 42,5, 41,5, 38,7 и 31,7% соответственно.

В настоящее время продолжается поиск наиболее информативных методов диагностики РПЖ и базовые методики исследования стали дополнять результатами изучения таких онкомаркеров, как proPSA (незрелая форма PSA, или предшественник), PSCA (антиген простатических стволовых клеток), PSP 94 (секретируемый белок предстательной железы 94), ECPA и ECPA-2 (ранние антигены РПЖ), uPA/uPAR (рецепторы активатора плазминогена урокиназы), GSTP1 (глутатион-S-трансфераза Р1), TMPRESS2:ERG (химерный белок, образующийся при хромосомной мутации со слиянием генов TMPRESS2 и ERG), РСА3 (prostate cancer antigene 3 – антиген рака ПЖ 3) [8, 9].

Одним из наиболее информативных методов ранней неинвазивной диагностики РПЖ в настоящее время считается определение PCA3.

В начале 1990-х гг. в медицинской практике стали активно применять метод определения PSA для диагностики РПЖ. Тогда же в лаборатории William B. Isaacs при использовании техники дифференциального дисплея для исследования ткани ПЖ человека молекулярный биолог из Голландии M. Bussemakers нашел новый ранее не занесенный ни в одну генетическую базу ген, который назвал DD3 (от англ. differential display clone 3), а позже он получил название PCA3 (от англ. prostate cancer antigen 3). Он был обнаружен в 53 из 56 образцов ткани РПЖ и отсутствовал в 18 нормальных образцах других тканей организма. Поскольку уровень экспрессии данного гена в раковых клетках ПЖ более чем в 60 раз превышал показатели в нормальных клетках, М. Bussemakers сделал вывод о пригодности DD3 для диагностики РПЖ [10, 11]. Последующие исследования показали, что новый ген является некодирующей РНК, которая может быть картирована в хромосоме 9q21-22. Транскрипционная единица PCA3 (см. рисунок) состоит из 4 экзонов (красные квадраты 1, 2с, 3 и 4) и 3 полиаденилирующих сайтов в экзоне 4 (оранжевые ячейки 4а, 4b и 4c). Также идентифицировали 2 новых экзона (2а и 2 b), 4 новых полиаденилирующих сайта (вертикальные линии в экзоне 4) и 4 новых транскрипционных стартовых сайта (экзон 1, розовая и светло-розовая ячейки; см. рисунок) [11].

Также известно, что PCA3 находится в 6-м интроне гена BMCC1, который участвует в нормализации пролиферации, а также в клеточной смерти и опухолевом изменении клеток ПЖ [12].

DD3 (PCA3) был впервые представлен в 1994 г. на Конгрессе Европейского сообщества урологической онкологии и эндокринологии в Берне (Швейцария). Дальнейшее изучение PCA3 проходило в лабораториях J. A. Schalken в Нидерландах [10].

PCA3 избыточно экспрессируется почти во всех образцах (95%) ткани РПЖ, но не в нормальной или гипертрофированной ткани [8]. Уровень данного маркера определяется путем расчета соотношения числа копий мРНК PCA3 к числу копий мРНК PSA в анализе мочи, собранной после выполнения ПРИ или массажа простаты. Уровень экспрессии РСА3 в моче не зависит от локализации опухоли в ПЖ и наличия хронического простатита [13].

Возможность использования оценки уровня РСА3 в моче впервые была предложена de Kok et al. в 2002 г. [14]. Предполагается, что оценка РСА3 в моче способна повысить выявляемость РПЖ, особенно при значениях PSA, находящихся в «серой зоне». При обследовании 534 пациентов из 5 разных институтов показано, что использование РСА3 способно с большей точностью, чем PSA (р<0,01), выявлять РПЖ на ранних стадиях, избегая лишних биопсий [15]. Также показано, что уровень РСА3 в моче статистически достоверно связан с объемом опухоли и суммой Глисона.

По данным различных авторов, чувствительность РСА3 варьируется от 46,9 до 82%, а специфичность – от 55 до 92%, положительная прогностическая ценность – от 39 до 86%, а отрицательная прогностическая ценность – от 61 до 89,7% [8, 16–18].

По мнению I. L. Deras et al. [19], преимуществом PCA3 служат более высокая чувствительность и специфичность по сравнению с PSA. Уровень РСА-3 не зависит от наличия простатита или объема железы [20,21], при этом при положительном результате биопсии отражает небольшие, но значимые увеличения данного показателя [19].

На данный момент РСА3 позиционируется как скрининговый тест первой линии, достоверно улучшающий выявление РПЖ, имеющий большую чувствительность и специфичность по сравнению с общим PSA [13].

В настоящее время существует уже три поколения систем диагностики, опирающихся на количественный анализ мРНК гена РСА3 в моче или ее клеточном осадке. Полученное значение нормируют на число клеток предстательной железы в анализируемом образце, в свою очередь определяемое по количеству мРНК гена KLK3, кодирующего белок PSA и экспрессирующегося исключительно в тканях ПЖ [1].

В первой предложенной тест-системе суммарную клеточную РНК выделяют из клеточного осадка мочи, собранного центрифугированием. Полученную РНК используют для реакции обратной транскрипции и последующей полимеразной цепной реакции (ОТ-ПЦР). Затем количество мРНК гена PCA3 и PSA определяют методом гибридизации продуктов ОТ-ПЦР на специальных микрочипах. Эта система диагностики была апробирована в Голландии в ходе исследования, в котором приняли участие 108 пациентов. Одновременно с анализом экспрессии РСА3 в данной группе обследованных проводили гистологическое исследование биоптатов ПЖ. Исследование показало, что высокий уровень PCA3 в клеточном осадке мочи коррелирует с высоким риском обнаружения РПЖ по результатам биопсии [14].

Второй метод диагностики РПЖ, разработанный компанией «DiagnoCure Inc.» (Канада) в 2004 г., основан на определении уровня экспрессии PCA3 и PSA в клеточном осадке с помощью ОТ-ПЦР в режиме реального времени (ОТ-ПЦР-РВ). В ходе проведенного мультицентрового исследования 517 пациентов показано, что выявление высокого уровня РСА3 в моче пациента коррелирует с ростом вероятности обнаружения РПЖ; продемонстрирована высокая специфичность и чувствительность теста [22, 23].

В ноябре 2003 г. компания «Gen-Probe Inc.» (Сан-Диего) получила от DiagnoCure эксклюзивные права на диагностику РПЖ по уровню экспрессии PСA3 по всему миру. Gen-Probe вскоре разработала количественный анализ PCA3 третьего поколения – Progensa®. Отличительной чертой данного теста является определение уровня экспрессии гена PCA3 не в клеточном осадке, а непосредственно в первой порции мочи после массажа ПЖ. Все дальнейшие биохимические процессы также проводятся в той же пробирке, куда первоначально собиралась исследуемая моча. В 2012 г. FDA (Food and Drug Administration – Управление контроля качества продуктов и лекарственных средств, США) приняло данный тест в качестве одного из параметров для решения о проведении повторной биопсии ПЖ мужчинам старше 50 лет. Вариабельность и воспроизводимость методики были положительно оценены в мультицентровом исследовании. Также было установлено, что в отличие от PSA концентрация PCA3 не зависит от объема ПЖ, возраста пациента, наличия простатита или лечения ингибиторами 5α-редуктазы, поэтому эффективность данного маркера выше, чем у PSA [24].

В настоящее время разработан набор реагентов для выявления мРНК гена PCA3 и определения уровня его экспрессии методом двустадийной ОТ-ПЦР-РВ «Проста-Тест», предназначенный для профессионального применения в медицинских организациях и клинико-диагностических лабораториях онкологического и урологического профиля.

Данный набор реагентов позволяет выявлять отношение количества некодирующей мРНК гена РСА3 к уровню мРНК гена KLK3 методом ОТ-ПЦР с гибридизационно-флуоресцентной детекцией в пробе РНК человека, выделенной из образцов свежего или фиксированного в среде для стабилизации и сохранения РНК клеточного осадка, полученного центрифугированием или фильтрованием мочи, собранной после массажа ПЖ.

На базе ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ» были проведены клинические испытания разработанного набора реагентов «Проста-Тест». В качестве объектов исследования использовано 50 образцов клеточного осадка, полученного центрифугированием мочи, собранной после массажа ПЖ, от мужчин в возрасте 40 лет и старше с наличием показаний к биопсии ПЖ. Ранее с целью выполнения валидации функциональных характеристик испытания набора реагентов были проведены на 200 образцах клеточного осадка мочи, в результате чего были определены диагностические показатели, аналогичные полученным в данном исследовании. Таким образом, общий объем выборки составил 250 образцов.

После процедуры отбора проб мочи, собранной после пальцевого ректального массажа ПЖ, пациента в обычном порядке подвергали процедуре биопсии. Анализ и оценка результатов проведенных клинико-лабораторных испытаний разработанного набора реагентов подтвердили его качество, эффективность и безопасность применения. По результатам статистической обработки полученных характеристик эффективности с доверительной вероятностью 90% диагностическая чувствительность исследуемого набора реагентов на образцах проб мРНК человека, выделенных из образцов свежего клеточного осадка, составила 68,4%, диагностическая специфичность – 73,1%. Воспроизводимость результатов – 100%. В процессе испытаний набор реагентов «Проста-Тест» продемонстрировал высокую надежность [25].

При оценке результатов различных тест-систем для определения РСА3 ряд исследователей обращает внимание на тот факт, что условия сбора мочи для анализа, ее транспортировка и хранение могут по-разному сказываться на результатах. Поскольку число клеток в моче относительно невелико, для увеличения их количества было предложено перед сбором мочи проводить ПРИ с массажем ПЖ или заменить его тремя ударами по каждой доле ПЖ. На сегодняшний день доказано, что проведение массажа и его характер не влияют на конечную величину уровня экспрессии PCA3, а также чувствительность и специфичность этого метода диагностики и порядка 80% образцов мочи, собранных без предварительного массажа ПЖ, информативны [26]. Тем не менее производители коммерческих тест-систем рекомендуют собирать биоматериал после массажа ПЖ в виде трех ударов по каждой ее доле.

Также, по мнению некоторых исследователей, на диагностическую точность оценки уровня РСА 3 может влиять, во-первых, метод анализа экспрессии генов: в оригинальной тест-системе анализа экспрессии РСА3 Progensa (Hologic) используется транскрипционно-опосредованная амплификация, другие авторы применяют ОТ-ПЦР-РВ [27, 28]. Во-вторых, немаловажным фактором служит этап пробоподготовки, т.е. способ получения того биоматериала, из которого непосредственно выделяют РНК. Набор Progensa предполагает анализ мочи без предварительной подготовки, ее забирают в среду, где проводят лизис клеток и сорбцию исследуемых мРНК со специфичными олигонуклеотидами, иммобилизованными на магнитных шариках [27]. При другом подходе РНК выделяют из осадка мочи после центрифугирования [28], ряд авторов перед взятием мочи проводит массаж ПЖ в целях увеличения доли клеток из ПЖ в осадке мочи [29, 30].

Информация о том, связан ли уровень PCA3 с агрессивностью опухоли, противоречива. В ближайшем будущем несколько молекулярных диагностических анализов, возможно, будут использоваться в комплексе, например, для обнаружения гибридных генов TMPRSS2-erg, специфических для РПЖ, в осадке мочи после массажа [31, 32].

При РПЖ установлено генетическое нарушение, вовлекающее регулируемый андрогенами ген TMPRSS2 и гены транскрипционных факторов ETS, ERG и ETV1. Ген ERG из семейства ETS относится к числу онкогенов, который достоверно высоко экспрессируется при РПЖ (более 70% случаев) [33]. При РПЖ ERG может быть слитным с геном ТМРRSS2, который кодирует сериновую протеазу, секретируемую эпителием ПЖ в ответ на действие андрогенов. Такая генная перестройка приводит к слитному транскрипту ТМРRSS2-ETS, через который ERG экспрессируется на повышенном уровне под контролем андрогенов. Определение химерного гена TMPRSS22-ERG в ткани демонстрирует высокую специфичность (до 99%) и чувствительность (до 86%) при РПЖ [34].

Слияние генов TMPRSS2 и ERG наблюдается примерно в 50–70% случаев РПЖ и не обнаруживается в нормальной ткани ПЖ и при доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ), специфичность определения продукта этого новообразованного гена в ткани иммуногистохимическим методом составляет 85%, чувствительность – 100% [35].

Неинвазивное определение продукта слияния генов TMPRSS2 и ERG или ETV1 возможно в моче методом ПЦР-РВ, специфичность при этом составляет 94% для РПЖ, чувствительность же составляет 37%, однако при комбинации с определением PCA3 чувствительность повышается до 73%. При этом продукт TMPRSS2‑ERG обладает также прогностической ценностью и позволяет предсказывать индекс Глисона и клиническую стадию РПЖ, чего не хватает оценке PCA3 [36]. TMPRSS2‑ERG коррелирует с индексом Глисона и объемом опухоли, а в совокупности с PCA3 предсказательная способность наличия РПЖ при биопсии повышается и позволяет использовать комбинацию этих маркеров для стратификации РПЖ по группам риска [8, 37–39]. Было показано, что большинство ложноотрицательных результатов по PCA3 корректируется определением TMPRSS2‑ERG [40].

Ожидается, что предиктивный маркер, химерный ген TMPRSS2‑ERG, сделает реальным предсказание реакции пациентов с кастрационнорезистентным РПЖ на новые лекарственные препараты [41].

Таким образом, клинические исследования показали, что высокий уровень экспрессии PCA3 в моче пациента коррелирует с вероятностью обнаружения у него РПЖ по результатам биопсии в большей степени, чем высокие значения ПСА в крови. Значения позитивной и негативной прогностических ценностей теста на PCA3 выше, чем теста на ПСА. Эти данные многократно подтверждены исследованиями, проведенными в разных клиниках [22].

В связи с этим следует сделать однозначный вывод, согласно которому внедрение метода количественного определения PCA3 в клиническую практику может существенно повышать эффективность диагностики РПЖ и сокращать число ненужных биопсий.

Диагностические системы на определение уровня РСА3 могут быть особенно полезными в наиболее затруднительных для врача ситуациях, а именно: 1) постоянно повышающийся уровень ПСА при негативных результатах одной или нескольких биопсий; 2) уже диагностированный у пациента хронический простатит; 3) низкий уровень ПСА у пациентов, у которых обнаружили РПЖ или 4) у которых в роду наблюдали случаи этого онкологического заболевания (мониторинг потенциальных больных).

Между тем определение РСА3 имеет и ряд недостатков, о которых необходимо упомянуть. Так, было показано, что уровень экспрессии РСА3 в моче коррелирует не только с вероятностью обнаружения РПЖ по результатам биопсии, но и с параметрами, отражающими агрессивность заболевания (объем опухоли, стадия заболевания, экстракапсулярное распространение, сумма баллов по шкале Глисона). Другие исследователи этой корреляции не обнаружили [42]. Кроме того, на данный момент не существует некоей унифицированной методики сбора мочи и методики проведения массажа ПЖ перед ее сбором. Это затрудняет прямое сравнение разных клинических исследований по использованию диагностической системы определения уровня экспрессии РСА3 в качестве неинвазивного метода диагностики РПЖ. Стоит также отметить, что пока мало данных о том, как влияет прием различных лекарственных препаратов на уровень экспрессии РСА3 клетками ПЖ, а потому этот вопрос требует дальнейших исследований [43].

About the Authors

Corresponding author: O.N. Pavlova – doctor of biological sciences, assistant professor, researcher of LLC «TestGen», Ulyanovsk, Russia; e-mail: casiopeya13@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.