ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Assessment of the psychological status of urologists during the COVID-19 pandemic

Yu.V. Krasavtseva, M.G. Kiseleva, G.R. Kasyan, D.Yu. Pushkar

1) FGAOU VO I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia; 2) A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of Minzdrav of Russia, Moscow, Russia
The aim of this study was to analyze the symptoms of depression, anxiety, and stress in urologists during the COVID-19 pandemic.
Materials and methods. 90 urologists aged 25 to 60 years (M=37.27, S.D.=9.53), 93% of them were men, participated in the online survey. They answered questions about their attitude to their job as doctors and the impact of COVID-19. They filled out the Depression, Anxiety and Stress Scales (DASS-21), the Ten Item Personality Inventory (TIPI) and answered questions assessing their sense of control.
Results. The greatest concern among urologists is the risk of getting infected with COVID-19 (for 30% of the doctors). 43% of urologists state that their profession interesting. A positive attitude to work, as well as the Big Five traits (Conscientiousness, Emotional Stability and Agreeableness) are associated with lower levels of depression, anxiety, stress and lack of control. Working with COVID-19 patients reduces stress and increases the sense of control. Age and high levels of Emotional Stability predicted lower levels of anxiety, depression and
stress.
Discussion. Working with COVID-19 patients allows doctors to feel more control over what is happening. A sense of control, in turn, and a positive attitude towards work are associated with a lower levels of depression, anxiety and stresssymptoms.
Conclusion. The results of this study can be used in selection of therapeutic targets for psychotherapy, administered to doctors; in prevention of symptoms of anxiety, stress and depression among doctors; and in professional selection of doctors for working in crisis situations.

Keywords

depression
anxiety
stress
sense of control
COVID-19

Введение. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в России врачи вынуждены работать в кризисной ситуации в новых условиях: справляться с неопределенностью, увеличенной нагрузкой; рисковать собственным здоровьем и жизнью. Работа в таком режиме может негативно отражаться не только на физическом здоровье врачей, но и на их психологическом благополучии. Исследования показывают высокие уровни тревоги, депрессии и стресса среди врачей Китая [1–3], Индии, Сингапура [4], Греции [5], Великобритании [6], Италии [7] и других стран.

Стресс и депрессия связаны с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, а терапия стресса и депрессии может увеличить показатели продолжительности жизни [8]. Зачастую стресс приводит к профессиональному выгоранию, при этом уровни стресса медицинских работников повышаются каждый год [9]. Показано также, что личностные свойства, в частности показатели Большой пятерки (экстраверсия, добросовестность, открытость новому опыту, согласие, эмоциональная стабильность), связаны с эффективностью принятых решений медицинских работников [10]. Стресс, тревога и депрессия влияют на показатели памяти, планирования и гибкости (исполнительные функции, понимаемые как психологические процессы, включенные в контроль мыслей и действий, зачастую служащие достижению поставленных целей); показана роль стресса и тревоги в ухудшении процесса принятия решений и снижении внимания [11].

Подобные изменения психоэмоционального состояния могут негативно отразиться на благополучии не только врачей, но и пациентов. Для того чтобы оказывать врачам своевременную и эффективную психологическую помощь, необходимо изучение тех факторов, которые играют роль в выраженности симптомов стресса, тревоги и депрессии во время работы в такой кризисный период, как эпидемия COVID-19.

Материалы и методы. Участники

Участниками исследования стали 90 врачей-урологов Университетской клиники урологии МГМСУ в возрасте от 25 до 60 лет (средний возраст – 37,27±9,53 года), 93% из них – мужчины; 70% врачей замужем или женаты, 29% не замужем или холосты, 1% в разводе. Опрос проводили в режиме онлайн. Половина (46 человек) врачей, принявших участие в исследовании, отметили, что на момент проведения опроса работают с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 (в «красной зоне»).

Методики

1. Контакт и воздействие COVID-19. Участников просили: 1) оценить, в какой степени вирус COVID-19 повлиял на них (возможны множественные варианты ответа, например: «У меня есть симптомы, но еще не проходил(а) тест»); 2) ответить, работают ли они с пациентами, больными COVID-19 (ответы «да» и «нет»), и если «да», то сколько дней; 3) ответить, относятся ли они к группе риска по заболеваемости вирусом (например, в связи с возрастом, предыдущими заболеваниями, ослабленной иммунной системой) (ответы «да» и «нет»); 4) оценить свой риск заражения COVID-19 (в процентах от 0 до 100).

2. Отношение к профессии. Участников спросили: 1) оценить, как они относятся сейчас к своей профессии, по шкале от 1 (крайне отрицательно) до 5 (крайне положительно); 2) оценить, как изменилось их отношение к своей профессии из-за COVID-19 по шкале, от 1 (гораздо хуже отношусь, чем до эпидемии) до 5 (гораздо лучше отношусь, чем до эпидемии); 3) оценить, насколько изменится место специальности после того, как пройдет эпидемия COVID-19, по шкале от 1 (специальность станет существенно более востребованной) до 5 (специальность станет существенно менее востребованной); 4) описать профессию врача (возможны множественные варианты ответа, например: «Профессия врача — это подвиг, сложно и т. д.»); 5) отметить, что является самым сложным в работе в период эпидемии (возможны множественные варианты ответа, например: «Риск заразить близких»).

3. Шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21 — Depression anxiety stress scales) [12], измеряющие выраженность симптомов депрессии, тревоги и стресса. Шкалы состоят из 21 утверждения. Участникам предлагается отметить, насколько часто в течение прошедшей недели они сталкивались с каждым симптомом, от 0 (со мной этого не происходило) до 3 (было со мной в очень сильной степени или почти всегда). Например, для шкалы депрессии использовалось утверждение: «Мне трудно было проявить инициативу, чтобы сделать что-либо, начать какое-то дело»; для шкалы тревоги: «Я тревожился, что в каких-то ситуациях мог запаниковать и выставить себя дураком»; для шкалы стресса: «Я часто слишком остро реагировал на какие-то ситуации». Высокие баллы свидетельствуют о высокой выраженности симптомов депрессии, тревоги и стресса.

4. Краткий опросник Большой пятерки (КОБП) [13, 14], измеряющий выраженность черт Большой пятерки: экстраверсии, открытости новому опыту, эмоциональной стабильности, согласия (как проявление умения ладить с людьми и следовать общепринятым правилам) и добросовестности (как проявление надежности, самодисциплины, организованности). Опросник состоит из 10 утверждений, по 2 вопроса на каждую черту. Участнику предлагается отметить согласие с утверждением по шкале от 1 (полностью не согласен) до 7 (полностью согласен), например: «Я считаю себя общительным, полным энтузиазма». Чем выше баллы, тем более выражена соответствующая черта Большой пятерки.

5. Оценка контроля. Ощущение контроля над важными сферами жизни измерялось при помощи двух вопросов [15]: «Важные события в Вашей жизни (например, работа, досуг, семья и т.д.) происходят неконтролируемо, без Вашего влияния или с незначительным влиянием» и «Происходящее в Вашей жизни непредсказуемо и непонятно». Участникам предлагалось оценить свою степень согласия по шкале от 0 (совсем нет) до 4 (полностью так). Более высокие баллы свидетельствуют о низком чувстве контроля.

Поскольку большинство участников исследования — мужчины, оценку различий по полу не проводили, однако при статистической обработке данных, где возможно, делали поправки на пол. Корреляционный и дисперсионный анализы проводились в программе IBM SPSS Statistics Version 20.0.

Результаты. Воздействие COVID-19

Из принявших участие в опросе врачей-урологов 46% отметили, что на их здоровье вирус не повлиял; у 12% респондентов есть симптомы коронавирусной инфекции, но тест они еще не проходили; у 4% имеется положительный тест на COVID-19; у 11% был положительный тест, но на момент опроса они уже выздоровели. Двенадцать процентов респондентов признали, что на здоровье людей из их близкого круга общения вирус не повлиял; у 14% среди людей близкого круга есть симптомы вируса, у 37% близких к врачам людей вирус обнаружен, у 21% вирус был, но он/она уже выздоровели.

Двадцать четыре процента опрошенных отметили, что относятся к группе риска по заболеванию COVID-19. Среди участников 50% работают с пациентами, больными COVID-19, в среднем на протяжении 7 дней на момент опроса. Средний субъективный уровень риска заразиться COVID-19 среди ответивших врачей составил 60%.

Наиболее частое опасение врачей-урологов в период эпидемии связано с риском заболеть COVID-19 (30% врачей отмечают этот риск как одну из сложностей во время пандемии; см. рис. 1). Неопределенность ситуации (27% врачей), риск заразить близких (26%) и работа не по своей специальности (23%) вызывали наибольшее беспокойство у участников исследования.

07-1.jpg (137 KB)

Отношение к работе

Большинство врачей-урологов отметили: профессия врача — это интересно (43%), долг (19%), риск (18%), сложно (18%) и подвиг (17%; рис. 2). Большинство (80%) опрошенных врачей положительно или крайне положительно относятся к своей профессии, 4% — отрицательно или крайне отрицательно и 16% относятся нейтрально или не задумывались над этим. Для 71% респондентов отношение к профессии не изменилось в связи с эпидемией COVID-19, 17% стали хуже или гораздо хуже относиться к профессии, 12% — лучше или гораздо лучше. По мнению 78% урологов, место их специальности после эпидемии не изменится, 18% считают, что урология станет более востребованной, а 4% отметили, что специальность станет менее востребованной после эпидемии.

07-2.jpg (76 KB)

Связи воздействия COVID-19, отношения к работе и личностных черт с симптомами тревоги, депрессии, стресса и отсутствием контроля

Как показано в табл. 1, врачи, имевшие более высокий балл по Шкале добросовестности, дольше работали с пациентами с диагностированным COVID-19 и отмечали меньшую выраженность симптомов депрессии. Урологи с высокими показателями по Шкале экстраверсии в период пандемии стали лучше относиться к своей профессии и считают, что после пандемии их специальность будет более востребованной. Врачи-урологи, лучше относящиеся к своей профессии, испытывают низкие уровни стресса, тревоги и депрессии, а также ощущают больший контроль над важными сферами своей жизни. Чем больше дней врачи провели в работе с пациентами в «красной зоне» и чем лучше они относятся к своей работе, тем выше у них ощущение контроля над жизнью.

08-1.jpg (127 KB)

Стресс, тревога и депрессия значимо положительно связаны между собой (r=0,72–0,79, p<0,01) и с ощущением отсутствия контроля (r=0,51–0,54, p<0,01). Врачи с высоким показателем по Шкале эмоциональной стабильности отмечали низкие уровни стресса, депрессии и тревоги (r от -0,29 до -0,40; p<0,01). Симптомы депрессии в меньшей степени отмечали и врачи с высоким уровнем согласия (как проявление умения ладить с людьми и следовать общепринятым правилам) и добросовестности (как проявление надежности, самодисциплины, организованности).

Врачи-урологи более старшего возраста «лучше» относятся к своей работе и отмечают меньше симптомов стресса, тревоги и депрессии (r от -0,21 до -0,33; p<0,05) и ощущают больше контроля (r=0,32; p<0,01).

Посредством дисперсионного анализа (ANOVA) было показано, что работа с пациентами в «красной зоне» влияет на уровень стресса (F=4,69; p<0,05) и ощущение контроля (F=5,75; p<0,05): оба показателя ниже при работе с больными пациентами.

Пошаговый линейный регрессионный анализ показал, что возраст и эмоциональная стабильность (черта Большой пятерки) выступают значимым отрицательным предиктором симптомов депрессии, стресса, тревоги у врачей-урологов (табл. 2). Возраст и число дней, проведенных в работе с пациентами с подтвержденным COVID-19, выступают значимым отрицательным предиктором ощущения отсутствия контроля над значимыми сферами жизни.

08-2.jpg (108 KB)

Обсуждение. Врачи-урологи, которые работают с больными COVID-19, отмечают меньше симптомов стресса и ощущают больше контроля над важными сферами своей жизни, чем врачи, которые не работают напрямую с пациентами с COVID-19. Более того, чем дольше врачи работают с пациентами с COVID-19, тем выше уровень ощущаемого контроля. Возможно, работа с больными позволяет врачам почувствовать, что они являются действующими «субъектами» (нежели «сторонними наблюдателями») во время эпидемии и такой уровень участия позволяет им испытывать меньше симптомов стресса, тревоги и депрессии. Возможно также, что такой уровень «максимальной вовлеченности» не оставляет времени и сил на рефлексию собственных психологических симптомов.

Добросовестность, согласие и эмоциональная стабильность связаны с менее выраженными проявлениями стресса, тревоги и депрессии во время эпидемии COVID-19. Старший возраст и высокую эмоциональную стабильность можно рассматривать как предиктор малой выраженности симптомов депрессии, тревоги и стресса при работе в пик эпидемии COVID-19. Положительное отношение к своей профессии также может выступать «защитным фактором», помогающим снижать выраженность симптомов депрессии, тревоги и стресса у врачей.

Заключение. Результаты, полученные в данном исследовании, можно использовать при выборе терапевтических мишеней для оказания психологической помощи врачам, для профилактики появления симптомов тревоги, стресса и депрессии у врачей, а также для профессионального отбора врачей при работе в кризисных ситуациях.

About the Authors

Corresponding author: Y.V. Krasavtseva – assistant at the Department of pedagogy and medical psychology at FGAOU VO I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia; e-mail: julia.k7@gmail.com

Similar Articles