ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

The primary purulent paranephritis in children

A.E. Solov’ev, G.S. Lazutina, O.A. Kul’chickiу

FGBOU VO Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia
In the article an experience of successful surgical treatment of such a rare pathology in children, acute primary purulent paranephritis is described. In 11 children aged from 2 days to 14 years the standard laboratory, imaging and X-rays studies, including CT and MRI. Upper, posterior, anterior and lower paranephritis was detected in 2, 1, 2, and 6 cases, respectively.
The authors concluded that in case of inefficiency of antibacterial therapy the surgical intervention is a main approach to the treatment of acute primary purulent pyelonephritis in children.

Keywords

primary purulent paranephritis
children
pararenal space
antibacterial therapy
surgical treatment

Острый гнойный первичный паранефрит у детей встречается редко [1–3]. Возбудителем паранефрита в большинстве случаев является стафилококк, реже – кишечная палочка. Инфекция заносится в паранефрий гематогенным путем из первичного очага (фурункул, панариций, ангина, остеомиелит) или лимфогенным путем из очага нагноения в соседних органах (аппендикулярный инфильтрат, мезаденит). В перечисленных случаях паранефрит считается первичным (внепочечным), т.е. не исходящим из почки [4–6].

В клиниках г. Рязани и Запорожья лечились 11 детей с гнойным (первичным) паранефритом в возрасте от 2 дней до 14 лет. Девочек было 7, мальчиков – 4. У 8 детей процесс был справа, у 3 – слева. В начале заболевания ни у одного из детей не было характерных симптомов паранефрита. Лечение в амбулаторных условиях проводилось с диагнозами ОРВИ, «грипп», «пневмония», «мезаденит», «пиелонефри». Высокая температура, ухудшение общего состояния, появление болей в животе и пояснице позволили заподозрить заболевание.

При поступлении состояние у 7 детей было тяжелым, у 4 – средней тяжести. При пальпации живота у 3 детей определилось опухолевидное образование, болезненное, неподвижное, без четких границ, уходящее в поясничную область. Пальпация почек у всех была болезненной, симптом Пастернацкого – положительным. Симптомы раздражения брюшины у 5 детей были слабоположительными. У одного ребенка имелось ослабление дыхания в нижней доли легкого.

Дети поступали в лечебные учреждения на 5–12-е сутки от начала заболевания с диагнозами «острый аппендици» (6), «аппендикулярный инфильтрат» (2), «опухоль брюшной полости» (1), «опухоль почки» (1), «деструктивная пневмония» (1).

При осмотре у 6 детей обнаружена сглаженность и выбухание контуров поясничной области на больной стороне. У 8 детей имелось искривление поясничного и нижнегрудного отдела позвоночника, выпуклостью обращенное в здоровую сторону.

Высокий лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренное СОЭ, анемия отмечена у всех детей с гнойным паранефритом.

В анамнезе у 9 детей имелось указание на перенесенную инфекцию (фурункул – 3, ангину – 2, панариций – 2, энтероколит – 2).

Всем детям произведено урологическое обследование (экскреторная урография, КТ почек, микционная цистография). У двоих детей обнаружена полная блокада почки на стороне заболевания. У 4 детей имелись симптомы сдавления мочеточника в верхней трети и расширение чашечно-лоханочной системы. Верхний паранефрит диагностировали у 2 детей, задний – у 1, передний – у 2 детей, нижний – у 6 детей.

Все дети с первичным гнойным паранефритом в дальнейшем в связи с ухудшением состояния были прооперированы. Приводим наши наблюдения:

Пример 1. Девочка Д. 2 лет 8 мес. поступила в клинику 11.10.1986 с жалобами на боли в горле, кашель, боли в животе, высокую температуру. Болеет 6 дней, когда появились боли в горле, кашель, высокая температура. На 3-й день стала жаловаться на боли в животе. Педиатр установил диагноз «ОРВИ, ангина» и назначил соответствующее лечение (включая антибиотики). В связи с ухудшением состояния и болями в животе ребенок направлен с подозрением на острый аппендицит.

Состояние при поступлении тяжелое. Адинамична. Дыхание ослаблено справа, ч.д. – 46 в 1 мин. Притупление перкуторного звука до 5-го ребра справа.

Язык обложен, влажный. Живот вздут, напряжен в правой половине. Там же и в правой поясничной области пальпируется опухолевидное образование 10х8 см, неподвижное и резко болезненное. На обзорной рентгенограмме грудной полости справа в нижней доле затемнение, выпот в синусе.

На экскреторных урограммах функция почек хорошая с обеих сторон. Имеется деформация верхней группы чашечек.

В анализе крови – лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, СОЭ – 40 мм/ч.

При пункции паранефрального пространства справа получен гной (посев – стафилококк).

12.10.1986 операция – дренирование паранефрального пространства справа. При ревизии у верхнего полюса правой почки обнаружена гнойная полость 5х4х4 см. Гной удален. Паренхима правой почки без изменений.

Диагноз: гнойный (первичный) верхний паранефрит справа.

Пример 2. Мальчик С. 6 мес. (ист. бол. № 1613) поступил в клинику детской хирургии с наличием противоестественных анусов (тонко- и толстокишечный).

Из анамнеза известно, что 15.08.2014 ребенок родился недоношенным с массой тела 2700 г, оценка по Апгар – 7б. К груди приложен через 2 ч. На 2-е сутки ребенок стал беспокойным, отказывался от груди. Появился жидкий стул, температура – 37,7°С. В левой поясничной области обнаружены покраснения и инфильтрация 4х3 см. Ребенок направлен в клинику детской хирургии с диагнозом «флегмона новорожденного».

При поступлении состояние тяжелое, температура – 38,6°С. Со стороны органов грудной клетки патологии не выявлено. Живот вздут, мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стул 4 раза, мочится свободно. В левой поясничной области имеется инфильтрат 6х4,5 см, кожа над ним гиперемирована. 17.08.2014 оперирован с диагнозом «обширная флегмона новорожденного левой поясничной области». Флегмона вскрыта, произведено 16 разрезов, получен гной (посев – стафилококк). Раны дренированы турундами с гипертоническим раствором. Назначены антибиотики, перевязки 2 раза в сутки.

Состояние ребенка ухудшилось вечером 20.08.2014, когда живот стал резко вздутым, появилось напряжение передней брюшной стенки, рвота энтеральным содержимым. После предоперационной подготовки с диагнозом «перитонит» ребенок оперирован. 21.08.2014 произведена срединная лапаротомия. В брюшной полости масса гноя (посев – стафилококк). Нисходящий отдел толстого кишечника на протяжении 11 см некротизирован. Имеется гнойный паранефрит слева и дефект задней стенки брюшной полости 0,5х0,5 см.

Брюшинная полость промыта фурацилином, произведена резекция нисходящего отдела толстого кишечника на протяжении 15 см. Дистальный отдел заглушен, проксимальный выведен через дополнительный разрез в левом подреберье. Паранефральное пространство дренировано через разрез в левой поясничной области. Пересечена подвздошная кишка на расстоянии 20 см от баугиниевой заслонки. Дистальный конец тонкой кишки заглушен, проксимальный выведен через разрез в правой подвздошной области. Тонкий кишечник интубирован. Срединная рана ушита наглухо. Тяжелое послеоперационное течение. После 2-недельного пребывания в реанимационном отделении и 2-недельного пребывания в отделении патологии новорожденных ребенок выписан домой в удовлетворительном состоянии. За 5 мес. ребенок прибавил в массе 3 кг. Общее состояние удовлетворительное. В правой подвздошной области и левом подреберье имеются одноствольные тонко- и толстокишечные противоестественные анусы. Живот мягкий, безболезненный.

02.03.2015 произведена операция – закрытие противоестественных анусов. Между поперечно-ободочной кишкой и дистальным отделом нисходящей кишки, между приводящей петлей тонкого кишечника и дистальным участком подвздошной кишки наложены прямые анастомозы «конец в конец». Послеоперационное течение гладкое, швы сняты на 10-е сутки, выписан домой на 16-е сутки в удовлетворительном состоянии.

Пример 3. Мальчик М. 14 лет (ист. бол. № 9793) поступил в клинику детской хирургии г. Запорожья 10.09.2002 с жалобами на боли в животе, тошноту, слабость. Болеет 7 суток. Заболевание началось с головных болей, высокой температуры, тошноты и рвоты. За врачебной помощью не обращался.

Мальчика показали «взрослому» хирургу, который с диагнозом «острый аппендицит» направил к детскому хирургу. При поступлении состояние удовлетворительное, t – 37,2°С, пульс – 92 уд. в мин. В легких чисто, хрипов нет. Язык обложен, влажный. В поясничной области справа определяется опухолевидное образование 12,5х9,5 см, плотное, умеренно болезненное, без четких границ. Симптомов раздражения брюшины нет. В анализе крови: Л – 10,2х109, П – 10, СОЭ – 16 мм/ч. На УЗИ изменений со стороны чашечно-лоханочной системы не обнаружено. В проекции правой почки у нижнего полюса определен воспалительный инфильтрат без признаков абсцедирования. Назначена антибактериальная терапия.

На 5-е сутки состояние ребенка ухудшилось, поднялась температура до 38,9°С, боли в правой половине живота, рвота. Инфильтрат в правой половине живота увеличился, появилось напряжение мышц передней брюшной стенки справа. В крови лейкоцитоз до 20х109. Решено ребенка оперировать. Разрезом в правой подвздошной области вскрыта брюшная полость. Выделилось небольшое количество гноя (посев – стафилококк+кишечная палочка). При ревизии слепая кишка и червеобразный отросток без изменений. В области правой почки у нижнего полюса имеется забрюшинный (паранефральный) инфильтрат 12х9 см со вскрывшимся абсцессом в брюшную полость. Абсцесс дренирован через отдельный разрез в поясничной области. Послеоперационная интенсивная терапия с использованием двух видов антибиотиков. Дренаж удален на 9-е сутки. Выздоровление.

Диагноз: гнойный (нижний) паранефрит справа.

Околопочечная клетчатка у новорожденных и детей раннего возраста развита недостаточно, поэтому передняя поверхность почек отделяется от окружающих органов только тонким листком париетальной брюшины. Поэтому воспаление околопочечной клетчатки приводит к реакции брюшины [3, 7–9].

Увеличение объема околопочечной клетчатки происходит к 9 годам в период уменьшения подкожного жирового слоя. В этом возрасте клинически гнойный паранефрит протекает так же, как и у взрослых.

Результаты исследования показали, что все дети с гнойным первичным паранефритом на ранних стадиях заболевания на фоне антибактериальной терапии не имели четкой клинической картины. Прогрессирующее ухудшение общего состояния, высокая температура, лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом, боли в животе и поясничной области вынуждали прибегнуть к оперативному дренированию паранефрального пространства. По локализации верхний паранефрит встретился у 2 детей, задний – у 1, передний – у 2 и нижний – у 6. Наиболее часто встречался нижний и передний паранефрит, у которых при абсцедировании возможен прорыв гнойника в брюшную полость. Особый интерес вызывает ребенок, оперированный по поводу флегмоны новорожденного левой поясничной области. Через 3 дня у ребенка появилась клиника перитонита. При ревизии брюшной полости обнаружен дефект задней стенки ее, ведущий в паранефральное пространство (прорыв гноя в брюшную полость). При лапаротомии через 3 дня обнаружен некроз нисходящего отдела кишечника. Что же здесь было первичным: гнойный паранефрит или язвенно-некротический энтероколит? Сказать трудно, но клиника флегмоны появилась раньше.

Таким образом, первичный гнойный паранефрит у детей встречается редко. Отсутствие специфических симптомов на ранних этапах затрудняет диагностику первичных гнойных паранефритов у детей. Современные методы исследования (УЗИ и КТ), диагностическая пункция паранефрального пространства позволяют установить окончательный диагноз. При безуспешности антибактериальной терапии оперативное вмешательство остается основным методом лечения гнойных первичных паранефритов у детей.

About the Authors

Corresponding author: O.A. Kul’chitskiy - assistant at the Department of Pediatric Surgery of FGBOU VO Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia; e-mail: beerzombie@rambler.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.