ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Urethral diverticulum in female

M.Yu. Gvozdev, O.A. Arefyeva, M.A. Vasilyeva, M.D. Dzhuraeva

Department of Urology, A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia
Urethral diverticulum is one of the rarest female urological diseases, which is characterized by various manifestations, ranging from an asymptomatic to severe urinary disorders, pain and dyspareunia. The aim of this work is to present a clinical observation of female urethral diverticulum with a description and discussion of its etiology, diagnosis, and treatment.
Clinical observation is dedicated to 40-year-old woman with complaints of pain in the urethral area.
The patient underwent ureteral stenting followed by a diverticulectomy. Vaginal diverticulectomy is the gold standard for treatment. The specialist performing such interventions should be aware for possible intraoperative complications. It seems appropriate to perform the surgical treatment of female urethral diverticulum in specialized centers with an experience in female urethral reconstruction.

Keywords

urethral diverticula
paraurethral mass
dysuria
urinary incontinence

Дивертикул уретры – одно из редко встречающихся урологических заболеваний у женщин. Впервые о существовании дивертикула уретры стало известно в начала XIX в., когда в 1805 г. Уильям Хей [1] сообщил о первом случае заболевания. Основным контингентом больных являются молодые пациентки, и данное заболевание крайне негативно сказывается на их качестве жизни. Предложенная работа представляет описание клинического наблюдения рецидива дивертикула уретры, краткий литературный обзор диагностики и лечения данного заболевания.

94-1.jpg (70 KB)Клиническое наблюдение. Пациентка 40 лет обратилась в клинику с жалобами на болевые ощущения в проекции мочеиспускательного канала. Два года назад обращалась в нашу клинику с жалобами на дизурию и выделения из половых путей. При обследовании, по данным осмотра, УЗИ, МРТ и цистоскопии был диагностирован дивертикул уретры, располагающийся по правой нижней полу-окружности мочеиспускательного канала. Было выполнено иссечение дивертикула с пластикой мочеиспускательного канала в зоне средней трети. Послеоперационный период протекал без особенностей. После удаления катетера на 12-е сутки восстановлено самостоятельное мочеиспускание. Спустя несколько месяцев пациентка начала отмечать нарастающие боли. После родов в 2019 г. боли усилились. При повторном обращении больная описала характерную для дивертикула уретры триаду симптомов: дриблинг, дизурия и диспареуния. По результатам МРТ и УЗИ выявлен дивертикул уретры, расположенный в проксимальной части мочеиспускательного канала с переходом на шейку мочевого пузыря (рис. 1). С учетом клинической картины заболевания принято решение о проведении повторной операции. Под спинальной анестезией при осмотре в зоне предыдущего вмешательства отмечены рубцовые изменения на передней стенке влагалища справа от мочеиспускательного канала. В проекции проксимального отдела уретры слева определено округлое образование размером около 1,5 см в диаметре (рис. 2). После выделения стало ясно, что дивертикул распространяется ниже и левее под мочевой пузырь (рис. 3). После вскрытия и иссечения дивертикула удалось визуализировать устье левого мочеточника, расположенного по краю операционной раны. Правое устье локализовалось выше на 1 см. С целью профилактики травмы мочеточников выполнено билатеральное стентирование J-J стентами Ch 5 (рис. 4). Стенка мочевого пузыря ушита трехрядным швом с использованием рассасывающегося шовного материала 2/0. Мочевой пузырь дренирован уретральным катетером на 10 суток. По результатам патоморфологического исследования ткань дивертикула представлена гладкомышечно-фиброзной тканью, выстланной многослойным плоским неороговевающим эпителием и уротелием, что свидетельствует об истинном характере дивертикула.

95-1.jpg (224 KB)

Дивертикул уретры — одно из самых редко встречающихся урологических заболеваний у женщин. По результатам отечественных исследований, его распространенность варьируется от 0,6 до 4,7% [2]. Данные зарубежных авторов свидетельствуют о том, что около 0,02% женщин страдают данным заболеванием [3].

95-2.jpg (148 KB)Одной из причин развития данного заболевания служит рецидивирующая инфекция нижних мочевыводящих путей, приводящая к образованию абсцесса в периуретральных и уретральных железах (скинеевых железах), локализованных в средней и дистальной частях мочеиспускательного канала вдоль заднелатеральной стенки. В результате воспалительного процесса происходит обструкция выводных протоков, что приводит к разрыву и опорожнению в просвет мочеиспускательного канала, где остатки этих желез остаются в виде отростков. Происходит эпителизация данного отростка, со временем превращающегося в истинный дивертикул мочеиспускательного канала в отличие от уретроцеле или псевдодивертикула [4]. Другой теорией возникновения является т.н. травматическая теория. Ее сторонники объясняют генез заболевания травматическим повреждением мочеиспускательного канала вследствие акушерского пособия, инструментального гинекологического или урологического осмотра. В литературе имеется описание редкого ятрогенного формирования дивертикула уретры после инъекционной терапии коллагеном. Это привело к возникновению несообщающегося дивертикула с обструкцией парауретральной железы и к постоянному накоплению секрета [5]. Несообщающиеся дивертикулы уретры могут возникать, когда устье дивертикула закрывается. Другие менее распространенные причины дивертикула уретры включают врожденные и гормональные факторы [6].

Течение заболевания характеризуется различной симптоматикой, начиная от незначительных нарушений мочеиспускания и заканчивая выраженными болевыми ощущениями в области таза и диспареунией [7]. Классическая триада симптомов, известная как симптом «трех Д»: дизурия, диспареуния и дриблинг, к сожалению, не универсальна. Хотя симптомокомплекс данного заболевания сильно варьируется, наиболее часто больные предъявляют жалобы на симптомы нижних мочевыводящих путей, такие как поллакиурия, ноктурия и недержание мочи. От 5 до 32% пациенток жалуются на дриблинг [8, 10], диспареунию отмечают 12–24% женщин [8, 9]. У трети пациенток наблюдается рецидивирующая инфекция мочевыводящих путей [8, 10]. Среди других жалоб – боль, появление крови в моче, выделения из влагалища, задержка и/или недержание мочи (стрессовое или ургентное). При осмотре в ряде случаев выявляется болезненное образование передней стенки влагалища, при легком надавливании отмечается выделение мутной мочи из мочеиспускательного канала. Важно отметить, что размер дивертикула уретры не коррелирует с симптомами. Так, дивертикул уретры больших размеров может практически никак себя не проявлять, а некоторые дивертикулы уретры, не диагностируемые при осмотре и пальпации, могут вызывать сильный дискомфорт и боль. Наконец, симптомы могут нарастать и ослабевать и даже исчезать на длительное время. Причины такого волнообразного течения неясны, но обострения могут быть связаны с эпизодами инфекции и воспаления.

Поскольку многие симптомы неспецифические, часто диагноз ставится неверно и пациентки долго наблюдаются различными специалистами: урологами, гинекологами, неврологами – по поводу рецидивирующего бактериального цистита вульводинии, эндометриоза и других состояний, вызывающих болевые ощущения в области таза.

Решающую роль в диагностике играет правильная визуализация. К сожалению, ни один из используемых методов лучевой диагностики в настоящее время не может рассматриваться как «золотой» стандарт для дифференциальной диагностики дивертикула уретры. Каждый метод визуализации имеет как преимущества, так и недостатки. Окончательный выбор диагностического алгоритма зависит от нескольких факторов: оснащения, опыта и знаний специалиста лучевой диагностики. Доступные в настоящее время методы оценки дивертикула уретры включают двойную баллонную уретрографию, микционную цистограмму, УЗИ, КТ и МРТ.

Преимуществом УЗИ является то, что оно не связано с ионизирующим излучением и может помочь обнаружить дивертикул без наполнения контрастным веществом [11]. Микционная цистограмма дает изображение уретры во время мочеиспускания [12]. Для двойной баллонной уретрографии характерна 90%-ная точность в обнаружении дивертикула уретры, однако метод имеет множество недостатков, среди которых техническая сложность создания идеальной закрытой полости в уретре, необходимость использования специальных катетеров, потребность в опытных рентгенологах, неудобство для пациента, инвазивность [13]. Кроме того, дивертикулы могут быть визуализированы на двух- и трехмерных КТ-изображениях.

С помощью уретроцистокопии можно визуализировать устье (место сообщения с уретрой) дивертикула. Новые методы получения магнитно-резонансного изображения, использующие поверхностную или эндолюминальную катушку, имеют более высокую диагностическую точность [14].

Согласно последним европейским клиническим рекомендациям, все дивертикулы уретры подлежат хирургическому лечению [15]. Повторная дивертикулэктомия может сопровождаться рядом сложностей из-за нарушенной анатомии и рубцово-спаечного процесса в зоне предшествовавшего вмешательства. Из двух доступов, эндоскопического и трансвагинального, чаще всего используют последний, обеспечивающий оптимальные условия для выделения уретры. В зависимости от анатомического расположения и размера дивертикула выбирают ту или иную тактику лечения, подразумевающую удаление дивертикула без/с использованием различных тканевых лоскутов.

В описанном нами наблюдении после дивертикулэктомии не использовался лоскут ввиду наличия достаточности окружающей ткани для закрытия дефекта уретры.

Как и любая операция, лечение дивертикула уретры может сопровождаться развитием осложнений, таких как формирование уретровлагалищных свищей, стеноз уретры, недержание мочи или развитие симптомов со стороны нижних мочевыводящих путей с частотой от 3 до 10% в целом [16, 17].

Говоря о причинах развития рецидива, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что встречается это крайне редко. По данным K. Ganabathi [10] не более чем 1–12% [10, 18,]. К основным причинам можно отнести неполное иссечение дивертикула, нарушение заживления мочеиспускательного канала, неполноценное удаление окружающей фиброзной ткани, несоблюдение послеоперационного режима, наличие инфекции, а также затруднение интраоперационной визуализации второго дивертикула ввиду его малого размера [19, 20]. В 2002 г. Porpiglia et al. [21] впервые сообщили, что отсроченная диагностика, малый размер дивертикула и его подковообразная форма были характерными для рецидивных форм дивертикула уретры, однако результаты были ограничены небольшим размером выборки, т.к. включали лишь 18 случаев. В серии наблюдений 30 женщин Khan et al. [22] сообщили, что только проксимальное расположение дивертикула увеличивает риск рецидива. В исследовании Ingber, включившем 105 женщин, автор делает вывод, согласно которму многокамерные дивертикулы, проксимальное расположение, а также предшествовавшие хирургические вмешательства на мочеиспускательном канале служат фактором риска развития рецидива заболевания после предшествовавшей дивертикулэтомии [23]. Опираясь на нами описанное клиническое наблюдение, также можно предположить, что беременность после первичного удаления дивертикула также служит фактором риска развития рецидива.

Влагалищная дивертикулэктомия – «золотой» стандарт лечения, где успех зависит от правильного определения локализации, размера, формы дивертикула, а также от опыта хирурга. Прежде чем принять решение о необходимости повторного вмешательства, необходимо использовать весь комплекс диагностических методов. В представленном нами наблюдении диагноз «рецидивная форма дивертикула уретры» был подтвержден не только характерными жалобами больной, но и результатами ультразвукового исследования и МРТ. Специалист, выполняющий подобные вмешательства, должен быть готов к возможным интраоперационным осложнениям. Представляется целесообразным проведение оперативных вмешательств в отношении больных дивертикулами уретры в специализированных центрах, имеющих опыт реконструкции уретры у женщин.

About the Authors

Corresponding author: M.D. Dzhuraeva. – Ph.D. student at the Department of Urology, A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia, e-mail: dr.dzhuraeva@gmail.com

Similar Articles