ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Effect of Fitofron® on the persistence factors of opportunistic pathogens in urine isolated from patients with urinary tract infections

T.M. Pashkova, O.A. Pashinina, M.D. Kuzmin, O.L. Kartashova

FGBUN Orenburg Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Orenburg, Russia
Aim. To perform an experimental evaluation of the effect of Phytofron, used for the treatment of urinary tract infections, on the ability of opportunistic pathogens to inactivate innate immunity factors (lysozyme, pro- and anti-inflammatory cytokines) and form biofilms.
Materials and methods. In vitro experiments were carried out on clinical isolates from urine of patients with pyelonephritis and cystitis: Escherichia coli, Staphylococcus aureus, S. haemolyticus, S. epidermidis, Enterococcus faecalis. The effect of Fitofron NPO FarmVILAR (Russia) on the anticytokine activity of bacteria against regulatory cytokines (IL4, IL6, IL8, TNFα and IL17A) was determined by enzyme immunoassay, while anti-lysozyme trait and the ability to form biofilms was evaluated by the photometric method.
Results. The inhibitory effect of Fitofron on the ability of opportunistic microorganisms to inactivate innate immunity factors (lysozyme) and form biofilms, as well as the predominant inhibition of the studied cytokines, was experimentally established.
Conclusion. Inhibition of the persistence factors of opportunistic pathogens by Fitofron, documented in vitro, can be considered as one of the possible mechanisms of its biological activity in vivo.

Keywords

infections of the urinary system
opportunistic microorganisms
anti-lysozyme activity
biofilms
anticytokine activity

Введение. Среди бактериальных инфекций, являющихся угрозой для здоровья человека, одно из лидирующих мест принадлежит инфекциям мочевыделительных путей [1], при этом ведущую позицию занимают хронический пиелонефрит [2, 3] и хронический цистит [4]. В основе патогенеза инфекций мочевыделительной системы лежит запуск реакций цитокинового каскада, который включает выработку про- и противовоспалительных цитокинов [4]. Провоспалительные цитокины (IL6, IL8, FNO α, INF γ) участвуют в инфекционном иммунитете. Воспалительные цитокины (IL6, IL8) играют важную роль в ответе на бактериальную инфекцию [5]. Активированные антигенами условно-патогенных микроорганизмов макрофаги, нейтрофилы, Т-хелперы и другие клетки крови в системе микроциркуляции почек и мочевого пузыря, при развитии инфекций мочевыделительной системы, синтезируют и выбрасывают в кровоток про- и противовоспалительные цитокины [6], обеспечивая тем самым, реализацию врожденного звена иммунитета.

Вместе с тем, очевидно, что возбудителями эндогенных инфекционно-воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (хронического пиелонефрита и цистита) могут быть условно-патогенные микроорганизмы [7], обладающие определенным набором свойств, позволяющим им состояться как возбудители и реализовать ключевые этапы развития инфекционного процесса. К ним относятся свойства бактерий, которые определяют их способность инактивировать факторы противоинфекционной защиты макроорганизма (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и повышают устойчивость бактерий в условиях макроорганизма (формирование микробных биопленок) Рядом авторов показано, что при инфекционно-воспалительных заболеваниях бактериальной природы, в частности заболеваниях мочеполовой системы, достоверно чаще выделяются микроорганизмы, обладающие антилизоцимной активностью и способностью формировать биопленки [8]. Установлен высокий уровень распространенности и выраженности антицитокиновой активности у E. coli, изолированных из мочи больных мочекаменной болезнью с послеоперационными воспалительными осложнениями [9].

Все чаще в терапии инфекций мочевыводящих путей применяют лекарственные препараты растительного происхождения [10, 11], ингибирующие способность приоритетных видов урофлоры инактивировать лизоцим и формировать биопленки [12, 13]. Установлено, что подавление препаратом персистентных свойств возбудителя затрудняет его паразитирование внутри клеток и тем самым, повышает эффективность лекарственных воздействий [14].

Целью настоящего исследования явилась экспериментальная оценка влияния фитопрепарата Фитофрон®, используемого при терапии инфекций мочевыделительной системы, на способность условно-патогенных микроорганизмов, инактивировать факторы врожденного иммунитета (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и формировать биопленки.

Материалы и методы. В работе использован официнальный фитопрепарат Фитофрон® (раствор для приема внутрь) ООО НПО «ФармВИЛАР» (Россия), содержащий экстракт жидкий из лекарственного сырья: золототысячника травы, любистока лекарственного корней, розмарина лекарственного листьев и воды очищенной в качестве вспомогательного вещества.

Клинические изоляты из мочи больных с инфекциями мочевыделительной системы (пиелонефрит, цистит): Escherichia coli (n=10), Staphylococcus aureus (n=10), S. haemolyticus (n=10), S. epidermidis (n=10), Enterococcus faecalis (n=10). Видовая принадлежность микроорганизмов оценена с помощью масс-спектрометра MALDI-TOF серии Microflex (Bruker Daltonics, Германия), идентификация проведена с расчетом коэффициента достоверности при использовании программного обеспечения Maldi BioTyper 3,0.

Исследование изменений персистентных свойств уроштаммов препаратом Фитофрон® проводили оригинальным методом. Сокультивировали 1 мл бактериальной взвеси в физиологическом растворе (концентрация 1х109 КОЕ/мл) с 1 мл препарата и 2 мл питательного бульона 2 часа при 37оС (опыт). Контролем были взвеси бактерий без добавления препарата. Далее пробы центрифугировали 15 мин при 3000 об/мин, сливали надосадочную жидкость, приливали к осадку 2 мл питательного бульона и проводили ресуспензирование. Затем отбирали по 150 мкл микробной взвеси для определения антилизоцимной и антицитокиновой активности, кроме того у бактерий определяли способность к формированию биопленок

Способность образовывать биопленки (БПО) определяли по O’Toole G. с соавт. (2000) [15], антилизоцимную активность (АЛА) микроорганизмов – по О.В. Бухарину с соавт. (1999) [16]. Антицитокиновую активность (АЦА) в отношении выбранных про- и противовоспалительных цитокинов (IL4, IL6, IL8, TNFα и IL17А) оценивали иммуноферментным методом (ИФА) по методике [17] в модификации с использованием наборов ООО «Цитокин» (Санкт-Петербург). В центрифужные пробирки добавляли по 150 мкл взвеси изученных бактерий и разведения цитокинов в соотношении 1:1, пробирки культивировали 2 часа при 37 °С, реакцию останавливали на холоде, потом пробирки центрифугировали при 15 мин при 3000 об/мин (+4°С), далее отбирали супернатанты. Для определения антицитокиновой активности микроорганизмов использовали разведения цитокинов в физ. растворе в описанных концентрациях: TNFα – 52,3 пг/мл, IL17А – 461,5 пг/мл, IL8 – 83,3 пг/мл, IL6 – 83,3 пг/мл, IL4 – 30,7 пг/мл. Замеры концентрации цитокинов в опыте и контроле проводили ИФА методом, результаты учитывали на фотометре StatFax 2100 (США) при длине волны 450 нм. Для оценки АЦА вычисляли процент инактивации цитокинов в опыте относительно контроля и выражали в % инактивации.

Эффект регуляции персистентных свойств микроорганизмов являлся значимым, если под воздействием Фитофрона® происходило их подавление на 40-60% и более, умеренный подавляющий эффект определялся при снижении выраженности признаков на 20–40% [18].

Статистический анализ результатов проводили с помощью пакета программ Microsoft Excel 2007. Значимость различий средних величин показателей оценивали с помощью методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента). Статистически значимыми отличия считались при p<0,05.

Результаты. В результате проведенных исследований по изучению влияния препарата Фитофрон® на антилизоцимную активность микроорганизмов разных видов и их способность формировать биопленки было выявлено его ингибирующее действие на данные свойства (см. таблицу).

54-1.jpg (94 KB)

Под воздействием препарата Фитофрон® наиболее эффективно снижалась АЛА у коагулазоотрицательных стафилококков (на 94,4% у S.epidermidis и 94,7% – S. haemolyticus, p<0,01), в меньшей степени у S.aureus и E. faecalis – на 84% и 76,5% соотвественно (p<0,01), способность инактивировать лизоцим у кишечной палочки изменялась незначительно (на 21%, p<0,05).

У коагулазоотрицательных стафилококков S.epidermidis, S. haemolyticus и E. faecalis коэффициент биопленкообразования снизился на 23,1% (p<0,05), у штаммов S.aureus – на 28,5% (p<0,05), у E. coli на 31% (p<0,05) по сравнению с контролем.

Установлено разнонаправленное влияние исследуемого препарата на способность клинических штаммов инактивировать цитокины. Препарат достоверно не изменял выраженность АЦА E. coli в отношении противовоспалительного IL4; S. aureus в отношении IL8 и E. faecalis – в отношении IL 17A и TNF α; в то же время, Фитофрон полностью ингибировал АЦА в отношении IL 6 у всех изученных штаммов микроорганизмов.

Фитопрепарат Фитофрон® снижал АЦА в отношении IL4 у стафилококков и энтерококков, причем у штаммов E. faecalis на 80,2% (p<0,05), у S. epidermidis на 69,1% (p<0,05), у S. haemolyticus – на 41,7% (p<0,05), у золотистых стафилококков признак не определялся.

Наиболее эффективно (на 52,1%) Фитофрон® ингибировал АЦА в отношении IL 8 у энтерококков, и умеренно у коагулазоотрицательных стафилококков (у S. epidermidis на 30,9%, у S. haemolyticus на 28,2%) и кишечной палочки (на 29,9%).

Максимальное подавление (на 57,8%) АЦА в отношении IL 17A под действием Фитофрона® отмечено у эпидермального стафилококка (p<0,05), на 53,2% признак снизился у S. aureus (p<0,05), а у S. haemolyticus на 47,3% (p<0,05). Умеренный ингибирующий эффект (на 38,7%) Фитофрон® оказывал на АЦА IL 17A кишечной палочки.

Влияние препарата приводило к снижению АЦА в отношении TNF α у штаммов S. epidermidis и E. coli на 57,5 и 58,6% (p<0,05). Фитофрон® характеризовался умеренным ингибирующим эффектом (на 32,6%) в отношении АЦА TNF α гемолитического стафилококка (p<0,05), у золотистых стафилококков признак перестал регистрироваться.

Обсуждение. Проведенные исследования позволили получить экспериментальные данные о влиянии препарата Фитофрон® на биологические свойства условно-патогенных микроорганизмов. Установлено однонаправленное достоверное снижение способности изученных микроорганизмов инактивировать лизоцим макроорганизма, IL17 А, TNF α (за исключением E. faecalis), IL8 (за исключением S. aureus), IL4 (за исключением E. coli) под влиянием препарата Фитофрон®.

Показано, что действие препарата Фитофрон® приводило к полному исчезновению АЦА в отношении IL 6 у всех изученных бактерий, у штаммов золотистого стафилококков пропадала также АЦА в отношении IL4 и TNF α.

На ряду с тем, что растительный препарат Фитофрон®, применяемый в лечении и профилактике инфекций мочевыводящих путей, обладает мочегонным, спазмолитическим, противовоспалительным, противомикробным действием, обусловленным биологически активными веществами, входящими в его состав [19], он также ингибирует возможность условно-патогенных микроорганизмов инактивировать факторы врожденного иммунитета (лизоцим, про- и противовоспалительные цитокины) и формировать микробные биопленки, что, вероятно, может способствовать скорейшей элиминации патогенов из мочевыводящих путей.

Заключение. Проведенные исследования раскрывают еще один из возможных механизмов фармакологической активности in vivo растительного препарата Фитофрон®, применяемого для лечения инфекций мочевыделительной системы, который связан с его способностью ингибировать персистентные свойства условно-патогенных микроорганизмов в условиях in vitro.

About the Authors

Corresponding author: M.D. Kuzmin – Ph.D., MD, leading researcher of the laboratory for studying the mechanisms of formation of human microbial biocenoses at the Institute of Cellular and Intracellular Symbiosis UB of the RAS, urologist of the highest qualification category, consultant of GAUZ «OOKB», Honored Doctor of the Russian Federation and the Republic of Mordovia, Orenburg, Russia; e-mail: mdk-49@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.