ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Predictors of therapeutic efficacy of immune response checkpoint inhibitors in clear cell renal cell carcinoma

Gilyazova I.R., Izmailov A.A., Asadullina D.D., Ivanova E.A., Pavlov V.N., Khusnutdinova E.K.

1) Institute of Biochemistry and Genetics, Ufa Scientific Center, RAS, Ufa, Russia; 2) Bashkir State Medical University, Ufa, Russia; 3) Republican Clinical Oncology Dispensary, Ufa, Russia
Immunotherapy in oncologic diseases involves the use of drugs which stimulate the immune system and indirectly suppress tumor cells growth. These agents have expanded the treatment options for cancer patients. Despite the impressive success achieved in the development of immune checkpoint inhibitors (ICIs) and subsequent approval in a broader spectrum of malignant tumors, most patients are not responded the therapy. Currently available predictive markers of efficacy are nonspecific. However, microRNAs are of particular interest, which regulate gene expression and are involved in the carcinogenesis and therapy resistance. Therefore, it is clear that for the most efficient and cost-effective use of ICIs, it is important to have validated biomarkers that will accurately predict the therapeutic response. The published results on molecular genetic changes in patients with renal cell carcinoma (RCC) were analyzed and summarized in order to determine possible prognostic biomarkers when prescribing ICI therapy.

Keywords

immunotherapy
resistance
exosomal microRNAs
prognostic markers
renal cell carcinoma

Почечно-клеточная карцинома (ПКК) – гетерогенное заболевание с несколькими гистологическими и молекулярными подтипами; светлоклеточный подтип встречается наиболее часто [1]. Согласно статистике, ежегодно во всем мире регистрируется более 430 тыс. новых случаев ПКК [2]. В 2021 г. в РФ зарегистрировано порядка 20 тыс. случаев [3].

Ингибиторы контрольных точек иммунного ответа (ИКТИ) расширили возможности терапии рака и являются неотъемлемой частью лечения метастатической ПКК. Они представляют собой моноклональные антитела, нацеленные на регуляторные иммунные контрольные точки на CD4+ Т-клетках или раковых клетках, отвечающие за инактивацию цитотоксического иммунного ответа Т-клеток (см. рисунок). ИКТИ способствуют пролиферации и противоопухолевой активности цитотоксических CD8+Т-клеток [4].

123-1.jpg (50 KB)

Однако большинство пациентов остаются невосприимчивыми и резистентными к лечению. Поиск надежного биомаркера имеет решающее значение для прогнозирования клинического ответа на иммунотерапию и повышения клинической эффективности терапии, что позволит обеспечить персонифицированный подход к лечению пациента.

Потенциальные биомаркеры для терапии ИКТИ

Контрольные точки иммунитета играют ключевую роль в регуляции иммунного ответа, оказывая ингибирующее или ко-стимулирующее действие [5]. Наиболее широко изучены молекулы цитотоксического Т-лимфоцит-ассоциированного антигена-4 (CLTA-4), запрограммированной смерти-1 (PD-1) и его лиганды PD-L1 и PD-L2. CTLA-4 преимущественно регулирует активность Т-клеток на ранней стадии, а PD-1 в основном ограничивает активность Т-клеток в микроокружении опухоли на более поздней стадии опухолевого роста. PD-1 и его лиганды играют ключевую роль в «ускользании» опухоли от иммунного ответа за счет отрицательной иммуномодулирующей регуляции [6]. Тем не менее использование уровня экспрессии PD-L1 как маркера ответа на терапию ингибиторами контрольных точек демонстрирует противоречивые результаты [7, 8].

Характерные геномные нарушения и мутационная нагрузка опухоли

Существует предположение, что наличие часто мутирующих генов при светлоклеточной почечно-клеточной карциноме (скПКК) может служить потенциальными биомаркерами ответа на иммунотерапию. При скПКК наиболее часто встречаются мутации в генах VHL, PBRM1, SETD2 и BAP1 [6–9]. Ген-супрессор фон Хиппеля-Линдау (VHL –

von Hippel-Lindau tumor suppressor) является одним из наиболее важных генов, связанных с скПКК, способным ингибировать ангиогенез и рост опухоли, а также влиять на стабильность факторов индукции гипоксии (HIF – hypoxia inducible factor) [10]. Потеря гена – супрессора опухоли VHL является отличительной чертой скПКК и в 90% случаев характеризуется биаллельной потерей, что ведет к нарушению ингибирующей функции для транскрипционных факторов HIF1a/2α и их последующему накоплению в клетках [11]. Нарастание HIF стимулирует ответ клеток на гипоксию и приводит к усилению процессов ангиогенеза, гликолиза и аберрантного метаболизма жирных кислот, что в свою очередь приводит к накоплению характерных отложений в цитоплазме, богатых гликогеном и липидами [12]. Согласно литературным данным, мутации в гене VHL положительно коррелируют с уровнем экспрессии PD-L1, косвенно влияя на ответ иммунотерапией [13]. Ген-супрессор полибромо-1 (PBRM1) кодирует белок Polybromo-1 и подвергается мутациям в 50% случаев у пациентов с скПКК. Согласно результатам исследований, потеря PBRM1 при скПКК ассоциирована с менее иммуногенным микроокружением опухоли, повышенным ангиогенезом и устойчивостью к иммунотерапии [14, 15].

Помимо мутаций в вышеуказанных генах в злокачественных клетках развиваются и накапливаются другие соматические мутации, что приводит к повышению мутационной нагрузки опухоли. В основе возникновения и накопления мутаций лежат микросателлитная нестабильность (MSI – microsatellite instability), а также неправильное функционирование системы репарации ошибочно спаренных нуклеотидов (dMMR – Mismatch repair deficiency). Образующиеся в ходе мутаций неоантигены повышают иммуногенность опухоли и активируют инфильтрацию Т-клетками, что является необходимым условием эффективности иммунотерапии. Было выдвинуто предположение, что мутационная нагрузка опухоли может являться потенциальным предиктором ответа на терапию ИКТИ при многих злокачественных новообразованиях [16].

В нескольких исследованиях выявлена взаимосвязь высокой мутационной нагрузки опухоли с реакцией на иммунотерапию при различных типах рака [17, 18]. В то же время имеются данные, что мутационная нагрузка опухоли, статус PD-L1, их комбинация, неоантигены, мутации indel не коррелируют с результатами терапии ИКТИ у пациентов с ПКК [9]. Важно отметить, что у пациентов, не ответивших на терапию, наблюдалась повышенная частота мутации или потери гетерозиготности генов бета-2-микроглобулина (B2M – beta-2-microglobulin) и основного комплекса гистосовместимости класса I, что требует дальнейшего исследования, чтобы определить, может ли презентация антигена служить предиктором ответа на терапию ИКТИ [9, 19, 20]. Известно, что у пациентов с хорошим терапевтическим ответом на ИКТИ часто обнаруживали мутации в генах репарации ДНК [9]. Кроме того, генотип СС полиморфного локуса rs2910164 микроРНК-146a у пациентов, получавших ИКТИ, был идентифицирован как прогностический маркер для оценки эффективности и прогнозирования развития тяжелых иммуноопосредованных реакций [21, 22]. Согласно литературным данным, метастатические опухоли проявляют повышенную экспрессию маркеров контрольных иммунных точек, связанную с инфильтрацией CD8+ Т-лимфоцитов. При этом также подтверждена взаимосвязь повышенной инфильтрации CD8+ Т-лимфоцитов с неблагоприятными показателями общей выживаемости пациентов, в том числе среди тех, кто получал терапию ИКТИ [23]. Однако в исследовании JAVELIN Renal 101 пациент с повышенным числом CD8+ T-лимфоцитов, получавший комбинированную терапию, демонстрировал лучшие показатели выживаемости, чем в группе сравнения [24].

Соотношение нейтрофильных лимфоцитов (NLR – neutrophil to lymphocyte ratio) также может быть использовано в качестве прогностического фактора, поскольку высокий уровень NLR ассоциирован с повышенным риском летального исхода и отсутствием ответа на терапию [25, 26].

Нарушение клеточного метаболизма как возможный предиктор ответа на иммунотерапию

Возможное отсутствие ответа на лечение ИКТИ может быть результатом нарушения клеточного метаболизма, поскольку все больше исследований демонстрируют корреляцию между клеточным метаболизмом и резистентностью к терапии. Эффективность монотерапии ИКТИ может быть ограничена иммуносупрессивным микроокружением. Из-за чрезмерного использования метаболитов раковыми клетками в микроокружении опухоли иммунным клеткам не хватает питательных веществ и кислорода, что вынуждает иммунные клетки подвергаться метаболическому перепрограммированию для адаптации к суровым условиям [27]. Вызванное онкологией нарушение регуляции обмена веществ в иммунных клетках может ослаблять их противоопухолевые свойства [28], а также усиливать их иммунодепрессивные свойства путем дифференцировки или поляризации в иммуносупрессивные фенотипы [29], поэтому в нескольких исследованиях особое внимание уделяется нацеливанию на метаболические схемы в сочетании с ИКТИ для усиления противоопухолевых реакций и предотвращения резистентности к терапии [30, 31].

Экспрессия микроРНК как прогностический маркер эффективности иммунотерапии

Другой стратегией определения реакции пациента на терапию ИКТИ может быть экспрессия микроРНК, которые модулируют экспрессию PD-L1 посредством эпигенетической регуляции вышестоящих сигнальных путей [32] и оказывают регуляторное влияние на экспрессию специфических генов, связанных с ИКТИ, посредством сложных регуляторных механизмов [33,34]. Qu Fajun и соавт. обнаружили, что пониженная регуляция микроРНК-497-5р ассоциирована с повышенной экспрессией PD-L1 у пациентов с ПКК [35]. L. Incorvaia и соавт. продемонстрировали изменения экспрессии 8 микроРНК, участвующих в клеточной пролиферации, регуляции клеточного цикла, апоптозе, миграции и инвазии, которые были индуцированы иммунотерапией при ПКК [36].

Кроме того, в качестве потенциальных маркеров для прогнозирования резистентности к иммунотерапии активно изучаются экзосомальные микроРНК ввиду их участия в межклеточной коммуникации и транспорте различных биомолекул [37, 38]. Стабильность, устойчивость, доступность, а также неинвазивность являются основным преимуществом их использования в качестве прогностических маркеров для оценки эффективности иммунотерапии [39]. В недавнем исследовании сообщалось, что семь микроРНК, выделенных из сыворотки крови, были ассоциированы с показателями общей выживаемости пациентов с раком легких, получавших ниволумаб [40]. В другом исследовании анализ профиля экспрессии микроРНК выявил ассоциацию пониженной экспрессии микроРНК-320b и -375 с клинической пользой ниволумаба для пациентов с немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) [41]. Судо и соавт. оценивали экспрессию микроРНК в плазме до и после лечения ниволумабом у пациентов с распространенным плоскоклеточным раком пищевода. Показано, что микроРНК-1233-5p была значительно гиперэкспрессирована при предварительном лечении, а экспрессия микроРНК-6885-5p, микроРНК-4698, микроРНК-128-2-5p была повышена после начала лечения у пациентов с хорошим терапевтическим ответом на терапию ИКТИ [42]. Анализ экзосомальных микроРНК у пациентов с меланомой показал значительное повышение уровней экспрессии микроРНК-532-5p и микроРНК-106b по сравнению со здоровыми добровольцами и на поздней стадии заболевания по сравнению с ранней стадией. Экспрессия обеих микроРНК также значительно различалась у пациентов, получавших пембролизумаб, по сравнению с контрольной группой [43]. Ф. Пантано и соавт. обнаружили, что уровень экспрессии экзосомальной микроРНК-625-5p у пациентов с НМРЛ до терапии ИКТИ коррелировал с показателями выживаемости, что позволило выявить резистентных к терапии пациентов, несмотря на уровень экспрессии PD-L1 ≥50% [44]. Известно также, что пониженная регуляция экзсомальной микроРНК-146a была ассоциирована с риском развития тяжелых имуноопосредованных реакций у пациентов с скПКК, получавших терапию ИКТИ [22].

Новые направления поиска предикторов ответа на терапию ИКТ

Влияние комменсальных микроорганизмов на иммунные реакции человека сподвигло ученых исследовать их роль в терапевтическом ответе на иммунотерапию и проанализировать их возможное использование в качестве предикторов ответа. Метагеномный анализ микробиома кишечника пациентов с ПКК показал, что наличие специфических штаммов комменсальных бактерий в значительной степени связано с благоприятным клиническим исходом [45]. T Wind Thijs и соавт. подчеркивают взаимосвязь между микроботой и ответом на терапию ИКТИ; присутствие микроорганизмов S. parasanguinis и B. мassiliensis ассоциировано с повышением показателей общей выживаемости пациентов с меланомой, при наличии представителей семейства Peptostreptococcaceae наблюдается отрицательная корреляция с ответом на терапию [46]. Еще одно исследование подтверждает влияние микрофлоры ЖКТ на эффективность иммунотерапии [47]. Результаты других исследований свидетельствуют о взаимосвязи между избыточным весом и эффективностью терапии ингибиторами иммунных контрольных точек [48]. Так, у пациентов с индексом массы тела (ИМТ)>25 наблюдалось увеличение показателей выживаемости [49, 50].

Поиск эффективных биомаркеров, которые помогают в оптимальном отборе пациентов, по-прежнему входит в число приоритетных исследовательских задач, которые широко исследуются. Прогнозирование результатов иммунотерапии с помощью эффективных биомаркеров может значительно влиять на тактику лечения и позволит увеличить частоту ответов на терапию. Дальнейшее изучение взаимосвязи геномики опухоли и иммунного ответа, поиск потенциальных генов-мишеней позволят разработать комплексные подходы к выбору противораковой терапии и персонифицировать иммунотерапию, улучшить выживаемость и качество жизни пациентов. Основываясь на данных, представленных выше, микроРНК, в частности экзосомальные микроРНК, обладают потенциалом для использования в качестве биомаркеров с целью прогнозирования эффективного ответа опухоли на ИКТИ, а также улучшения текущих схем на основе ИКТИ. Будущие исследования, посвященные сравнению профилей экспрессии микроРНК у пациентов, которые эффективно и не эффективно реагируют на иммунотерапию, будут полезными для раскрытия потенциальной пользы микроРНК для прогноза ответа на соответствующее лечение.

About the Authors

Corresponding author: I. R. Gilyazova – Senior Scientist of the Institute of Biochemistry and Genetics, Ufa Scientific Center, RAS, Ufa, Russia, e-mail: gilyasova_irina@mail.ru

Similar Articles