ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

Multidisciplinary approach in urology. Educational aspect

M.A. Gazimiev, Z.K. Gadzhievа, G.E. Krupinov

FGAOU VO I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of Minzdrav of Russia, Moscow, Russia
Currently, thorough understanding of multidisciplinary approach is required in all areas of healthcare, including education, science and practice. This article is dedicated to the actual problem of interdisciplinary communications in current educational process in the Medical University.

Keywords

interdisciplinarity
education
urology

На сегодняшний день необходимость понимания междисциплинарности касается всех областей здравоохранения: образования, науки и практики.

Современное высшее медицинское, как и любое профессиональное, образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности [1–4].

Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, обеспеченное новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), созданием на основе модульного и компетентностного подходов интегрированных программ специальностей, которые бы являлись не простой суммой программ предметов, как сейчас, а составляли бы единое целое [5, 6].

Одним из направлений совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза [7]. Междисциплинарная интеграция базируется на идее комплексного модульного обучения.

В современной трактовке междисциплинарная интеграция – это объединение знаний и практических навыков на всех этапах подготовки специалиста; взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью формирования у обучающихся комплексной, взаимосвязанной и целостной системы научных представлений (или компетенций). При этом в учебном плане необходимо применять модульную систему с целью составления единого блока дисциплин, объединенных едиными целями и методами [8].

Междисциплинарная интеграция в современном медицинском образовании невозможна без применения технических средств обучения и общей информатизации образования.

Междисциплинарная интеграция – необходимый процесс современного высшего медицинского образования. В подготовке специалистов – врачей XXI в. наряду с ориентацией обучения на конкретную деятельность для преподавателя важно умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной области науки в другую. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.

В отличие от традиционного междисциплинарный подход к образованию ставит своей целью не только дать знания, но и научить слышать и понимать коллег, работающих в разных специальностях, вырабатывать навыки диалога между специалистами самых различных областей научного знания. Необходимость в таком диалоге становится все более ощутимой. Междисциплинарная интеграция в современном содержании образования остается одним из необходимых условий, способствующих не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и органичному целостному развитию личности [9]. Кроме того, она предполагает формирование блока учебного материала по нескольким дисциплинам, обеспечивающего целенаправленное формирование практических навыков и умений комплексного использования знаний при решении учебных задач [10]. Междисциплинарная интеграция в подготовке уролога – это возможность использования всего комплекса достижений дисциплины с другими предметами и учебными курсами, выступает средством, которое позволяет обучающим и обучаемым использовать содержание каждой дисциплины для построения соответствующего предметного образа рассматриваемого явления или процесса в целостную картину профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция учебных программ и технологий позволит обеспечить, во-первых, высокий уровень теоретической и практической подготовки врачей, их личностных качеств, во-вторых, обеспечит создание оптимального психологического климата как для обучающихся, так и для преподавателей, в-третьих, обеспечит экономию сил, средств и времени в процессе обучения [11].

Узкая специализация, раздробленность научных дисциплин и предметных областей, построение дисциплинарных «заборов» приводят к тому, что специалисты (ученые) перестают разговаривать на одном языке и понимать друг друга. Тем, кто сталкивался с научной деятельностью, хорошо знакома ситуация, когда специалист в одной области ничего не понимает и не хочет понимать в другой. Традиционное образование отражает сложившуюся тенденцию в науке. Сегодня научное сообщество стало подходить к пониманию того, что совместными усилиями ученых разных научных направлений можно не только получить новые интересные результаты, но и выйти из тупиков, преодолеть кризисы в собственном развитии.

В целом можно выделить два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Непосредственно такое взаимодействие реализуется в форме работы над конкретными исследовательскими проектами, создания междисциплинарных центров при академических организациях, проведения междисциплинарных конференций, издания проблемно, а не дисциплинарно ориентированных журналов и т.п. [12].

Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. Приставка «меж» в этом случае указывает на наличие некоего провала между дисциплинами, не являющегося традиционным объектом исследования ни одной из дисциплин. В таком случае на стыке научных дисциплин может возникнуть новая [12]. Таковыми уже давно известными стали такие направления, как урогинекология, колопроктология, тазовая хирургия и др.

Безусловно междисциплинарность в ее первом значении может способствовать плодотворному решению научных проблем. Она позволяет исследовать объект в его целостности, объединять данные, полученные специалистами различных дисциплин, приводить к возникновению новых плодотворных концепций, расширяющих и углубляющих существующий корпус научного знания [12].

В Сеченовском Университете вопросом междисциплинарности при преподавании урологии издавна уделялось большое внимание.

Преемственность в межкафедральной интеграции обеспечена анализом программ предыдущих кафедр, перед которыми ставилась задача конкретного акцентирования того или иного раздела учебной программы, необходимого для урологии.

К примеру, какое влияние оказывают биохимические процессы на камнеобразование или как влияют особенности анатомической интраренальной структуры кровеносных сосудов, чашечно-лоханочной системы, почечной паренхимы на выбор и осуществление операции?

В методических разработках по темам нашей дисциплины всегда подчеркивались связи С другими специальностями, а также точки «соприкосновения» с ними по изучаемой тематике. К примеру, междисциплинарные связи урологии и акушерства-гинекологии по теме «недержание мочи». Все эти моменты отражены в программе по урологии.

В настоящее время в Сеченовском Университете создан Институт электронного образования. Новейшие способы обучения в значительной степени акцентированы на самостоятельной работе обучающихся. С интересом воспринята методика online-лекций и клинических разборов по конкретным темам, а также методика симуляционного обучения.

Междисциплинарность урологии особенно четко проявляется при проведении непрерывного медицинского образования со слушателями – врачами, обучающимися по темам, плану. К примеру, «УЗИ для дифференциальной диагностики острых хирургических заболеваний» или «Паранеопластические симптомы у больных раком почки» – терапевтические акценты (артериальная гипертензия, гипертермия, анемия или эритроцитоз и др.).

Междисциплинарность должна быть подчеркнута в первой лекции по урологии у студента IV курса. Это особенно необходимо с учетом того, что большинство обучающихся еще не выбрали будущую специальность, а если представить на каждом из занятий перечень связей урологии с другими дисциплинами, то урология в ненавязчивой форме будет включена студентами в одну из желаемых специальностей. Научно-образовательные достижения нашей специальности тесно связаны с междисциплинарной интеграцией новых направлений в медицине, таких как биомедицина, лазерная физика, флюоресцентная навигация и визуалиция, 3D-принтинг, тканевая инженерия, роботизация, суперкомпьютеризация, цифровые технологии.

Таким образом, межкафедральное согласование программы с учетом преемственности знаний и умений, освоение практических навыков в экстренных ситуациях на тренажерах, освоение и осуществление операций на 3D-принтинговой модели, лекции и клинические конференции (разбор клинических ситуаций у конкретных больных) online – далеко не полный перечень актуальных вопросов в междисциплинарности образовательных проблем в урологии.

About the Authors

Corresponding author: Z.K. Gadzhieva – MD, urologist at the UKB №2 of FGAOU VO I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of Minzdrav of Russia, scientific editor of Journal «Urologiia», Deputy Director of ROU for work with regions, Moscow, Russia; e-mail: zgadzhieva@ooorou.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.