На сегодняшний день необходимость понимания междисциплинарности касается всех областей здравоохранения: образования, науки и практики.
Современное высшее медицинское, как и любое профессиональное, образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности [1–4].
Одной из актуальных тенденций совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей, обеспеченное новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), созданием на основе модульного и компетентностного подходов интегрированных программ специальностей, которые бы являлись не простой суммой программ предметов, как сейчас, а составляли бы единое целое [5, 6].
Одним из направлений совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза [7]. Междисциплинарная интеграция базируется на идее комплексного модульного обучения.
В современной трактовке междисциплинарная интеграция – это объединение знаний и практических навыков на всех этапах подготовки специалиста; взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью формирования у обучающихся комплексной, взаимосвязанной и целостной системы научных представлений (или компетенций). При этом в учебном плане необходимо применять модульную систему с целью составления единого блока дисциплин, объединенных едиными целями и методами [8].
Междисциплинарная интеграция в современном медицинском образовании невозможна без применения технических средств обучения и общей информатизации образования.
Междисциплинарная интеграция – необходимый процесс современного высшего медицинского образования. В подготовке специалистов – врачей XXI в. наряду с ориентацией обучения на конкретную деятельность для преподавателя важно умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной области науки в другую. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.
В отличие от традиционного междисциплинарный подход к образованию ставит своей целью не только дать знания, но и научить слышать и понимать коллег, работающих в разных специальностях, вырабатывать навыки диалога между специалистами самых различных областей научного знания. Необходимость в таком диалоге становится все более ощутимой. Междисциплинарная интеграция в современном содержании образования остается одним из необходимых условий, способствующих не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и органичному целостному развитию личности [9]. Кроме того, она предполагает формирование блока учебного материала по нескольким дисциплинам, обеспечивающего целенаправленное формирование практических навыков и умений комплексного использования знаний при решении учебных задач [10]. Междисциплинарная интеграция в подготовке уролога – это возможность использования всего комплекса достижений дисциплины с другими предметами и учебными курсами, выступает средством, которое позволяет обучающим и обучаемым использовать содержание каждой дисциплины для построения соответствующего предметного образа рассматриваемого явления или процесса в целостную картину профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция учебных программ и технологий позволит обеспечить, во-первых, высокий уровень теоретической и практической подготовки врачей, их личностных качеств, во-вторых, обеспечит создание оптимального психологического климата как для обучающихся, так и для преподавателей, в-третьих, обеспечит экономию сил, средств и времени в процессе обучения [11].
Узкая специализация, раздробленность научных дисциплин и предметных областей, построение дисциплинарных «заборов» приводят к тому, что специалисты (ученые) перестают разговаривать на одном языке и понимать друг друга. Тем, кто сталкивался с научной деятельностью, хорошо знакома ситуация, когда специалист в одной области ничего не понимает и не хочет понимать в другой. Традиционное образование отражает сложившуюся тенденцию в науке. Сегодня научное сообщество стало подходить к пониманию того, что совместными усилиями ученых разных научных направлений можно не только получить новые интересные результаты, но и выйти из тупиков, преодолеть кризисы в собственном развитии.
В целом можно выделить два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Непосредственно такое взаимодействие реализуется в форме работы над конкретными исследовательскими проектами, создания междисциплинарных центров при академических организациях, проведения междисциплинарных конференций, издания проблемно, а не дисциплинарно ориентированных журналов и т.п. [12].
Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. Приставка «меж» в этом случае указывает на наличие некоего провала между дисциплинами, не являющегося традиционным объектом исследования ни одной из дисциплин. В таком случае на стыке научных дисциплин может возникнуть новая [12]. Таковыми уже давно известными стали такие направления, как урогинекология, колопроктология, тазовая хирургия и др.
Безусловно междисциплинарность в ее первом значении может способствовать плодотворному решению научных проблем. Она позволяет исследовать объект в его целостности, объединять данные, полученные специалистами различных дисциплин, приводить к возникновению новых плодотворных концепций, расширяющих и углубляющих существующий корпус научного знания [12].
В Сеченовском Университете вопросом междисциплинарности при преподавании урологии издавна уделялось большое внимание.
Преемственность в межкафедральной интеграции обеспечена анализом программ предыдущих кафедр, перед которыми ставилась задача конкретного акцентирования того или иного раздела учебной программы, необходимого для урологии.
К примеру, какое влияние оказывают биохимические процессы на камнеобразование или как влияют особенности анатомической интраренальной структуры кровеносных сосудов, чашечно-лоханочной системы, почечной паренхимы на выбор и осуществление операции?
В методических разработках по темам нашей дисциплины всегда подчеркивались связи С другими специальностями, а также точки «соприкосновения» с ними по изучаемой тематике. К примеру, междисциплинарные связи урологии и акушерства-гинекологии по теме «недержание мочи». Все эти моменты отражены в программе по урологии.
В настоящее время в Сеченовском Университете создан Институт электронного образования. Новейшие способы обучения в значительной степени акцентированы на самостоятельной работе обучающихся. С интересом воспринята методика online-лекций и клинических разборов по конкретным темам, а также методика симуляционного обучения.
Междисциплинарность урологии особенно четко проявляется при проведении непрерывного медицинского образования со слушателями – врачами, обучающимися по темам, плану. К примеру, «УЗИ для дифференциальной диагностики острых хирургических заболеваний» или «Паранеопластические симптомы у больных раком почки» – терапевтические акценты (артериальная гипертензия, гипертермия, анемия или эритроцитоз и др.).
Междисциплинарность должна быть подчеркнута в первой лекции по урологии у студента IV курса. Это особенно необходимо с учетом того, что большинство обучающихся еще не выбрали будущую специальность, а если представить на каждом из занятий перечень связей урологии с другими дисциплинами, то урология в ненавязчивой форме будет включена студентами в одну из желаемых специальностей. Научно-образовательные достижения нашей специальности тесно связаны с междисциплинарной интеграцией новых направлений в медицине, таких как биомедицина, лазерная физика, флюоресцентная навигация и визуалиция, 3D-принтинг, тканевая инженерия, роботизация, суперкомпьютеризация, цифровые технологии.
Таким образом, межкафедральное согласование программы с учетом преемственности знаний и умений, освоение практических навыков в экстренных ситуациях на тренажерах, освоение и осуществление операций на 3D-принтинговой модели, лекции и клинические конференции (разбор клинических ситуаций у конкретных больных) online – далеко не полный перечень актуальных вопросов в междисциплинарности образовательных проблем в урологии.