Лимфангиома – это доброкачественная опухоль, образованная за счет расширения лимфатических сосудов, состоящая из эндотелиальных клеток и соединительнотканной основы. В основе этой патологии лежит порок развития лимфатической системы. Лимфангиома может развиваться на любом участке тела, но чаще всего локализуется на слизистой оболочке полости рта, языка, коже проксимальных отделов верхних и нижних конечностей рук и ног, паховой и аксилярных областей, туловища, в аногенитальной области, включая половой член, мошонку и вульву [1]. Капиллярная варикозная лимфангиома (Lymphangioma circumscriptum) – наиболее распространенный тип, манифестирующий как у детей, так и у взрослых [2]. В настоящее время в литературе описано около 100 случаев лимфангиомы наружных половых органов [3–6]. Одной из гипотез формирования первичной лимфангиомы является предположение об отсутствии связи между поверхностными и глубокими лимфатическими сосудами, вследствие чего формируются небольшие герпетиформные псевдовезикулы с прозрачным содержимым, которые могут располагаться сгруппированно или изолированно [7]. Первичная лимфангиома образуется из-за локального порока развития лимфатических сосудов и проявляется в раннем возрасте [1, 7]. Вторичная лимфангиома служит следствием длительной обструкции лимфатических сосудов малого таза после хирургического вмешательства, лучевой терапии, инфекционных заболеваний (туберкулез и др.), болезни Крона, врожденной диспластической ангиопатии и лимфедемы [6–12].
В связи с низким риском малигнизации лимфангиомы лечения в большинстве случаев не требуется. Показаниями к проведению терапии могут быть большие размеры новообразования, болезненность, выраженное мокнутие и рецидивирующее инфицирование. Хирургическое иссечение и радиоволновая деструкция эффективны в 75% наблюдений [13]. В ряде случаев также может быть использована склеротерапия гипертоническим солевым раствором, криотерапия, электрокоагуляция или абляция углекислым, неодимовым или диодным лазером [13–16].
Приводим клиническое наблюдение кистозной лимфангиомы редкой локализации на коже полового члена, первично диагностированной как герпес- и папилломавирусная инфекции.
П а ц и е н т К. 19 лет обратился в консультативно-поликлиническое отделение УрНИИДВиИ с жалобами на высыпания на коже полового члена, не сопровождавшиеся какими-либо субъективными ощущениями. Высыпания заметил в детском возрасте, однако считал их вариантом физиологической нормы. При обращении к урологу в медицинское учреждение по месту жительства был поставлен диагноз: генитальный герпес, аногенитальные бородавки. Длительно (в течение 5 мес.) получал терапию ациклическими нуклеозидами (ацикловир, валацикловир), инозина пранобекс по 500 мг 3 раза в день в течение 30 дней, а также топические кортикостероидные препараты без выраженного эффекта. Соматические заболевания не выявлены.
Из анамнеза: половая жизнь с 18 лет, постоянной половой партнерши нет, случайные половые контакты с малознакомыми женщинами, использует барьерные методы профилактики.
Локальный статус: паховые лимфоузлы не увеличены, безболезненные, не спаяны с кожей и между собой. Губки уретры розового цвета, свободного отделяемого из уретры нет. Органы мошонки не изменены. На коже тела полового члена и крайней плоти веррукозные образования на уплотненном основании, представленные сгруппированными множественными кистозными полостями, заполненными прозрачным желтоватым содержимым (см. рисунок).
При общеклиническом обследовании не было выявлено каких-либо отклонений в общем анализе крови, мочи и биохимической гепатограмме.
Результаты обследования на урогенитальные инфекции: C. trachomatis, M. hominis U. urealyticum M. genitalium, CMV, HSV, HPV в отделяемом уретры молекулярно-биологическими методами (полимеразная цепная реакция) не обнаружены, антитела к возбудителю сифилиса (иммуноглобулины М и G), ВИЧ, гепатиту С, HBsAg иммуноферментным анализом не выявлены.
Биопсия и патоморфологическое исследование выявили характерные признаки лимфангиомы: материал представлен фрагментом кожи с хаотично расположенными кистозно-расширенными извилистыми лимфатическими сосудами, выстланными преимущественно эндотелиальной тканью, содержащими лимфатическую жидкость, лимфоциты, нейтрофилы, макрофаги и единичные эритроциты. В эпидермисе выявляются признаки гиперкератоза, акантоза, папилломатоза и минимальные признаки хронического воспаления.
Компьютерная томография органов малого таза не выявила наличия пораженных лимфатических узлов и метастазов.
С диагнозом кистозной лимфангиомы полового члена пациент направлен для проведения лазерной CO2-вапоризации. Отторжение струпа и полная эпителизация произошли в течение двух недель. За 6-месячный период наблюдения рецидива не было.
Дифференциальная диагностика лимфангиомы должна проводиться с заболеваниями аногенитальной области, сопровождающимися веррукозными и везикулезными высыпаниями. Везикулы и папулы при лимфангиоме могут сопровождаться гиперкератозом и клинически имитировать аногенитальные бородавки. Также лимфангиома может быть ошибочно диагностирована как контагиозный моллюск, генитальная герпесвирусная инфекция или сквамозно-клеточная карцинома. Зачастую диагноз устанавливается только после проведения биопсии. При патоморфологическом исследовании определяются поверхностные дермальные сосудистые пространства, заполненные лимфатической жидкостью и выстланные эндотелием.
В представленном клиническом наблюдении пациенту первично был поставлен диагноз «аногенитальные бородавки, генитальный герпес». Подробный сбор анамнеза, отсутствие эффекта от противовирусной терапии и патоморфологическое исследование позволили установить правильный диагноз и рекомендовать адекватное лечение.
В настоящее время наиболее эффективным методом лечения считается лазерная CO2-вапоризация очагов поражения, которая позволяет добиваться максимального косметического эффекта и предотвращать развитие рецидива заболевания.