ISSN 1728-2985
ISSN 2414-9020 Online

A place of silodosin in the treatment 
of LUTS/BPH according to evidence-based medicine and real clinical practice

S.V. Kotov, D.A. Bogdanov

Department of Urology and Andrology of Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia
Lower urinary tract symptoms (LUTS) associated with benign prostatic hyperplasia (BPH) are common disorder in older men. The mainstay of conservative treatment for BPH is α1-adrenoblockers. A review of the literature on silodosin, a selective α-adrenergic blocker, is discussed in the article. In clinical studies, there was a significant improvement in IPSS scores and maximum urinary flow rate in patients who received silodosin at a daily dose of 8 mg compared to those receiving placebo. It should be noted that silodosin has demonstrated long-term safety and early onset of efficacy. Compelling literature data to support the clinical benefit of silodosin for the treatment of LUTS associated with BPH is presented.

Keywords

silodosin
BPH
lower urinary tract symptoms
α1-a-blocker

Симптомы нижних мочевыводящих путей (СНМП) – одна из наиболее значимых проблем, встречающихся у мужчин с доброкачественной гиперплазией предстательной железы, которая значительно влияет на качество жизни пациента. Разнообразие симптомов, различная их выраженность и преобладание одних симптомов над другими у отдельных пациентов приводят к тому, что необходим персонифицированный подход к диагностике и выбору лечения для каждого пациента. Правильный сбор анамнеза, заполнение дневников мочеиспускания, оценка симптомов по валидированным опросникам помогают врачу комплексно и полноценно подходить к лечению заболевания. Проявления расстройств мочеиспускания весьма разнообразны. К симптомам накопления относятся учащенное мочеиспускание, ноктурия, императивные позывы. Слабый поток мочи, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, затруднение в начале акта мочеиспускания, заставляющее пациентов натуживаться, чтобы помочиться, – все это относится к симптомам опорожнения.

Доброкачественная гиперплазия предстательной железы ведет к инфравезикальной обструкции (ИВО), обусловливающей СНМП. В ее основе лежат два компонента – статический и динамический. Первый компонент связан с увеличением предстательной железы в объеме, что затрудняет мочеиспускание в условиях сужения мочеиспускательного канала. Динамический компонент складывается в результате повышения тонуса гладкомышечных волокон стромы предстательной железы и задней уретры, дополнительно сужая мочеиспускательный канал. Эпидемиологическое исследование EpiLUTS, проведенное в США, Великобритании и Швеции, с участием более 30 тыс. мужчин и женщин, показало, что до 49% пациентов мужского пола старше 40 лет сталкивались с симптомами как опорожнения, так и наполнения. При этом СНМП у мужчин отмечались «иногда» в 72,3% случаев; «часто» – в 47,9% [1].

Основной задачей лечения пациентов с СНМП является улучшение качества жизни. Достижение положительного результата зависит от исходного уровня симптоматики. При наличии выраженной симптоматики и очевидной ИВО выбор должен быть в пользу оперативного лечения. При умеренно выраженных симптомах фазы опорожнения предпочтение следует отдавать нехирургическим методам лечения.

Согласно российским, европейским и американским клиническим рекомендациям, α1-адреноблокаторы служат первой линией медикаментозной терапии пациентов с умеренными и тяжелыми СНМП. Препараты этой группы блокируют действие катехоламинов на α1-адренорецепторы нижних отделов мочевыводящих путей, приводят к расслаблению гладких мышц шейки мочевого пузыря, простатического отдела уретры, улучшая максимальную скорость потока мочи и уменьшая остаточный объем мочи, а также воздействуют на детрузор, улучшая кровоток в его стенке и снижая явления гипоксии.

История α1-адреноблокаторов берет начало еще c 1976 г., когда появился празозин, широко распространенный в то время для лечения артериальной гипертензии. Празозин действует преимущественно на α1В-рецепторы, находящиеся в стенке кровеносных сосудов. Cо временем были синтезированы препараты, влияющие преимущественно на α1А-рецепторы: алфузозин, тамсулозин, и наиболее современный – селективный и безопасный препарат силодозин. Рассмотрим подробнее преимущества препарата силодозин для разных групп пациентов по сравнению с другими α1-адреноблокаторами.

Селективность силодозина

В тканях организма человека встречаются три подтипа альфарецепторов (α1A-, α1B-, α1D-). Доминирующим подтипом в ткани предстательной железы является α1A-рецептор, и примерно 85% всех α1A-рецепторов при ДГПЖ локализуются в предстательной железе. Силодозин связывается в 162 раза лучше с α1A -рецепторами, чем с α1B-, и в 55 раз лучше, чем с α1D. Повышенная селективность силодозина к α1A- по сравнению с α1B-адренорецепторами выражается в очень низком риске развития нежелательных явлений со стороны сердечно-сосудистой системы. Например, аффинность силодозина к ткани простаты в 200 раз выше, чем к аорте, и в 100 раз выше, чем к брыжеечной артерии. Селективность (α1A vs α1B) силодозина приблизительно в 17 раз выше, чем аналогичный показатель тамсулозина (второго по уроселективности препарата) [2].

Эффективность силодозина

В международном рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании, включившем 1228 мужчин в возрасте 50 лет и старше с показателем IPSS ≥13 и Qmax >4 и ≤15 мл/с, сравнивали эффективность силодозина, тамсулозина и плацебо. Изменение общей суммы баллов IPSS после приема силодозина и тамсулозина значительно выше плацебо (-7.0; -6,7; -4,7 по сравнению с исходным уровнем). Общая эффективность силодозина не уступает тамсулозину, но превосходит в улучшении симптомов опорожнения (показатели симптомов наполнения [-0,7 и -0,6] и опорожнения [-1,7 и -1,4 соответственно]). Силодозин эффективнее, чем тамсулозин, улучшает несколько симптомов одновременно: ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, учащенное мочеиспускание, ноктурию.

В группе пациентов с ноктурией (2 эпизода и более), принимавших силодозин, отметили улучшение 40,7% пациентов, тогда как в группе препарата тамсулозин 32,4% [3].

Согласно данным исследования SiRE, cилодозин уменьшает симптомы, причиняющие наибольшее беспокойство, и улучшает качество жизни. У 77,1% пациентов, принимавших силодозин 8 мг/сут. на протяжении 24 мес., общий показатель симптомов по шкале IPSS снизился на ≥25%. Ноктурия изначально беспокоила 85,7% пациентов, к концу исследования показатель снизился до 52,4%.

В целом 74,2% пациентов были удовлетворены результатом терапии. Можно сказать, что у трех из четырех пациентов существенно улучшается качество жизни [4].

Смена принимаемого ранее иного α1-адреноблокатора на прием силодозина

В крупном проспективном исследовании SPLASH оценивалась эффективность и безопасность силодозина для пациентов с доброкачественной гиперплазией предстательной железы, которые перешли на силодозин с другого блокатора α1-рецепторов из-за недостаточной эффективности последнего. В исследовании приняли участие более 3000 мужчин, принимавших ранее не менее 3 мес. любой α1-адреноблокатор, кроме силодозина. Средний возраст пациентов в исследовании составил 73,1 года, а наиболее часто принимаемый до исследования препарат был тамсулозин (53.6%). После перевода пациентов на силодозин по всем показателям наблюдались значительные улучшения, в том числе общий IPSS, все баллы по шкале IPSS, балл QOL, общий OABSS (Overactive Bladder Symptom Score), все баллы по шкале OABSS и объем остаточной мочи. Значительное улучшение общего IPSS наблюдалось у пациентов, которые получали тамсулозин или нафтопидил до перевода, и почти во всех других подгруппах пациентов, за исключением пациентов с легкими симптомами (общий IPSS ≤7) в исходном состоянии. Так, среднее общее значение IPSS до перевода на терапию силодозином составляло 16,6±6,7, но улучшилось до 12,5±6,4 после лечения силодозином (р<0,0001). Стоит отметить, что все симптомы в анкете IPSS показали значительное улучшение при лечении силодозином. Среднее общее значение OABSS составило 5,7±2,9 в исходном состоянии и 4,5±2,7 после. Данные, полученные в исследовании SPLASH, указывают на достоверные преимущества силодозина перед другими α1-адреноблокаторами [5].

Эффективность длительного лечения силодозином

Долгосрочное лечение силодозином было оценено Yamanishi et al. через 6 лет наблюдения в когорте из 104 пациентов. У пациентов на монотерапии силодозином показатели IPSS, QoL и объем остаточной мочи значимо снизились, а Qmax увеличился спустя 1 мес. и оставались стабильными в течение 72 мес. приема [6].

Клиническая эффективность силодозина для пациентов с тяжелыми симптомами нижних мочевыводящих путей M. Creta, F. Montorsi et al. провели анализ данных 3-й и 4-й фаз исследований для оценки эффективности силодозина в дозе 8 мг для пациентов с тяжелыми симптомами нижних мочевыводящих путей, связанными с ДГПЖ. Для определения степени тяжести было принято наличие двух или более из следующих критериев: общая международная оценка симптомов простаты (IPSS) 20–35, оценка качества жизни (QoL) 5–6, максимальный поток мочи <5 мл/с или остаточный объем мочи ≥100 мл и объем предстательной железы ≥50 мл. Более 90% пациентов имели свыше 20 баллов IPSS в начале терапии. Согласно шкале IPSS, в группах, принимавших силодозин или плацебо, разница изменений средних показателей общего балла (8,1 против 4,7), симптомов накопления (3,1 против 2,0), симптомов опорожнения (5,0 против 2,7) и качества жизни (1,3 против 0,7) были значительно лучше у пациентов, получавших силодозин. Среди пациентов с исходным общим баллом IPSS более 20 снижение общего балла IPSS после лечения до 8–19 баллов отметили 59,5%, до 0–7 – 14%. Авторы продемонстрировали, что монотерапия силодозином обеспечивает статистически и клинически значимое симптоматическое улучшение в подгруппе пациентов с тяжелыми симптомами нижних мочевыводящих путей [7].

Что касается уродинамических изменений на фоне проводимой терапии, то, согласно крупному мета-анализу, самые высокие уровни снижения индекса инфравезикальной обструкции (ИВО) отмечены в подгруппе исследований силодозина (-30,45; в группе тамсулозина индекс ИВО снизился только на -14,27). Силодозин значительно улучшает уродинамические показатели пациентов с СНМП/ДГПЖ, ожидающих операцию. Проводилось исследование, в результате которого после 8 нед. приема силодозина PdetQmax с исходного значения 86 см вод.ст. снизился до 58. Индекс ИВО снизился с 70,6 до 39,2. По окончании лечения все пациенты отметили, что их состояние улучшилось настолько, что операция была отложена или перенесена [8].

Силодозин в лечении острой задержки мочеиспускания (ОЗМ)

S. Kumar et al. провели исследование, где 60 пациентов с впервые возникшей ОЗМ (V 400–1000 мл), разрешенной катетеризацией мочевого пузыря, были рандомизированы в две группы. Половине (30 пациентам) был назначен силодозин 8 мг 1 р/д; 30 пациентам – плацебо.

На 3-й день производилось удаление уретрального катетера, успешным признавался результат при мочеиспускании объемом более 100 мл и при объеме остаточной мочи менее 150 мл. В группе силодозина 76,7% пациентов показали положительный результат, в группе плацебо – 36,7%. В течение 2 нед. в каждом успешном случае повторной катетеризации не потребовалось. Таким образом, силодозин эффективен в лечении острой задержки мочи и предупреждает ее повторные эпизоды [11].

Начальная дозировка 4 или 8 мг?

В мультицентровом проспективном исследовании на протяжении 12 нед. сравнивали результаты терапии силодозином 268 мужчин старше 50 лет с ДГПЖ и ГАМП (133 пациента принимали 4 мг/день, 135 пациентов – 8 мг/день). Силодозин 8 мг был более эффективным, чем силодозин 4 мг, при симптомах накопления, оцениваемых по шкале симптомов гиперактивного мочевого пузыря [9].

В другом исследовании показано, что 8 мг силодозина значительно эффективнее 4 мг в лечении пациентов с тяжелыми СНМП с точки зрения улучшения общего показателя IPSS и показателя качества жизни [10].

Безопасность силодозина

В простом открытом наблюдательном исследовании с участием 48 пациентов с СНМП/ДГПЖ и АГ, проведенном на кафедре урологии университета Южной Кореи, включенные пациенты принимали гипотензивную терапию не менее чем в течение 6 мес. до начала исследования. Препараты распределялись следующим образом: блокаторы кальциевых каналов принимали 58,3%, сартаны – 45,8%, диуретики – 27,1%, β-блокаторы – 29,2%, α-адреноблокаторы – 4,2%. При этом у 15% пациентов были эпизоды ортостатической гипотензии в анамнезе. Через 3 мес. терапии силодозином исследователями были сделаны следующие выводы: силодозин эффективен и безопасен в лечении пациентов с СНМП/ДГПЖ, получавших гипотензивную терапию; силодозин не усугубил симптомы пациентов с ортостатической гипотензией в анамнезе; коррекции гипотензивной терапии никому из пациентов не потребовалось. Таким образом, силодозин может безопасно применяться пациентами с СНМП/ДГПЖ и АГ, в том числе с ортостатической гипотензией в анамнезе, получающих гипотензивную терапию [14].

Побочные эффекты силодозина

Нарушение эякуляции – наиболее частый побочный эффект, характерный для всех уроселективных α1-адреноблокаторов, в том числе и для силодозина.

У пациентов, которые в ходе лечения силодозином отмечали нарушение эякуляции (23,6% пациентов), наблюдалось достоверно более выраженное улучшение общей оценки по шкале IPSS (снижение общего балла) во всех временных точках с 1-й до 12-й недели по сравнению с пациентами, не отметившими в ходе лечения нарушений эякуляции, или пациентами, получавшими плацебо [12]. Нарушение эякуляции высоко коррелирует с купированием СНМП и скоростью потока, что позволяет предположить, что чем эффективнее α1-адреноблокатор, тем выше частота нарушения эякуляции. При этом отменить препарат в связи с нарушением эякуляции решили только 3,9% пациентов [13].

Силодозин – α1-адреноблокатор с хорошей переносимостью. Безопасность в отношении сердечной-сосудистой системы подтверждена в том числе для пациентов, одновременно принимающих антигипертензивные препараты (блокаторы ренин-ангиотензиновой системы, бета-блокаторы, блокаторы кальциевых каналов и диуретики). Силодозин не усиливает действия гипотензивных препаратов и не требует снижения дозы при одновременном применении. Нежелательные явления в виде головокружения и ортостатической гипотензии возникли только у 1,8 и 1,2% пациентов соответственно (n=931) [13].

Согласно Кохрейновскому обзору, частота отмены силодозина или плацебо по любым причинам статистически не различается. Из 958 пациентов, принимавших силодозин, отменили препарат 86 человек, что составляет 8,9%. В группе плацебо 62 пациента из 745 отменили прием, в процентном соотношении группа плацебо обладает небольшим преимуществом в отношении первой группы – 8,3% [14].

Силодозин характеризуется самой высокой степенью селективности среди других α1-адреноблокаторов для подтипа α1A-адренорецепторов в отношении подтипов α1B- и α1D-адренорецепторов. Высокая селективность силодозина обусловливает большую эффективность с точки зрения снижения индекса ИВО и с иным профилем клинической эффективности и безопасности по сравнению с другими α1-адреноблокаторами. Силодозин значительно эффективнее тамсулозина купирует несколько симптомов одновременно: ноктурию, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, учащенное мочеиспускание. Силодозин отличают высокий профиль безопасности, хорошая переносимость, что делает его оптимальным вариантом лечения даже для пожилых коморбидных пациентов.

About the Authors

Corresponding author: S.V. Kotov – Ph.D., MD, professor, Head of the Department of Urology and Andrology of Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia, e-mail: urokotov@mail.ru
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.